Мы рады приветствовать вас в этом прекрасном зале. Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь, в эпоху 19 века. Одна из примет 19 века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.
Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX в. стали танцевать даже в деревне. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль. По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:
...съедутся домашние друзья Потанцевать под фортепьяно. Мы в трауре, так балу дать нельзя. И в другом месте: Балы дает нельзя богаче, От Рождества и до поста И летом праздники на даче.
Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям. Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.
Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой костюмы, около 1840 г. половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т.п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.
Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т.п. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило несколько десятков человек. Выделяли в бальной семье также маскарады , благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий и т.п. Подобный бал описан в повести А.П. Чехова "Анна на шее".
Были, наконец, еще сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали кроме бала концерты роговой музыки , фейерверки и т.п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
«Во дни веселий и желаний я был от балов без ума,»- читаем мы в воспоминаниях А.С.Пушкина.
Или – гоголевский Чичиков попадает на бал к губернатору. «Коляски с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, как нужно. Вошедши в залу, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей был страшный»
А вот запись лермонтовского Печорина: «Зала ресторации превратилась в залу благородного собрания. Здесь все как положено.»
Стоят кареты на Тверской пред домом пышным и старинным.
Пылает тысячью огней обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей; гул танца с гулом разговоров.
В роскошных перьях и цветах, с улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала старушки светские сидят
И на блестящий вихорь зала, с тупым вниманием глядят. Бал часть расписания молодого человека. Пушкин описывает день Онегина, который после театра едет на бал.
Вошел. Полна народу зала; музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята; кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры; По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
Первый бал – настоящее событие в жизни девушки. Сколько волнений испытывает толстовская Наташа Ростова на своем первом балу!
Звучит отрывок из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. «Наташа на первом балу» (Использование фонотеки или инсценировка)
Похолодели лепестки раскрытых губ, по – детски влажных.
И зал плывет, плывет в протяжных напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал слились в один мираж хрустальный –
И веет, веет ветер бальный теплом душистых опахал. Обычный бальный ритуал, порядок танцев, оркестр. Обычный во Франции, в Англии, в России. Бал открывался полонезом, польским танцем. Этот порядок долго оставался в России. В 1858г. Теофиль Готье так описывал бал, посещенный им в Зимнем дворце: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит…»
Люстры, звезды, эполеты, серьги, перстни и браслеты,
Кудри, фразы и глаза.
Все в движенье: воздух, люди, блонды, локоны и груди И достойные венца ножки с тайным их обетом,
И страстями, и корсетом изнуренные сердца.
После полонеза – вальс. В основе вальс был народным танцем и очень нравился поклонникам Руссо – за близость к «натуре». Вальс был моден в 19 веке.
Исполнение танца «Вальс»
Или звучит вальс Грибоедова
Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный; чета мелькает за четой.
Кружатся дамы молодые, не чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них горят уборы головные;
По их плечам полунагим златые локоны мелькают;
Одежды легкие, как дым, их легкий стан обозначают.
Как великосветский, так и провинциальный бал в начале XIX века обладал строгой композицией. Он начинался польским (полонезом). Протанцевав минут пять, знатнейшие пожилые особы садились играть в карты, а вместо них начинали отличаться молодые, которые с нетерпением ждали второго танца - вальса. "Однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой, кружится вальса вихорь шумный"… Конечно "однообразный" - поскольку в ту пору огромную роль играли сольные танцы и изобретения новых фигур, а вальс состоял из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Ощущение однообразия усиливалось также тем, что в то время вальс танцевали в два, а не в три па, как сейчас. И конечно "безумный", ибо, несмотря на всеобщее распространение, вплоть до конца XIX пользовался репутацией непристойного или, по крайней мере, излишне вольного танца. Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности, чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие. Стоит только вообразить, как молодая, легко одетая особа бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом! И это на глазах практически всего столичного дворянства, в том числе играющих в карты пожилых особ… А забота о репутации всегда являлась вопросом первостепенной важности для молодой девушки. Некоторые считали вальс настолько интимным танцем, что клялись, не позволят своей будущей жене танцевать его ни с кем, кроме себя. Вальс создавал для нежных объяснений особенно удобную обстановку: близость танцующих способствовала интимности, а соприкосновение рук позволяло передавать записки.
Однако не вальс знаменовал кульминацию бала. С замиранием сердца девушки ждали мазурки. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. И солист, и распорядитель мазурки должны проявить изобретательность и способность импровизировать. "Мазурочная болтовня" требовала поверхностных, неглубоких тем, но также занимательности и остроты разговора, способности к быстрому эпиграмматическому ответу.
Главный танец бала – мазурка. Мазурку «танцуют в Санкт-Петербурге с невиданным совершенством и элегантностью,»-писал Теофиль Готье. Во времена Пушкина именно в мазурке во всем блеске проявлялось мастерство бального танцора.В XIX в. бальный этикет усложнился, а танцы, наоборот, сделались проще, так что танцевать мог даже почти не учившийся им человек. Танцевали мазурку , вальс , польку , а из старинных танцев - полонез и французскую кадриль (контрданс). Мода на танцы вообще возникала и проходила очень быстро: в разные годы входили в употребление "аляг-рек", лансье, краковяк, шакон, падекатр, миньон и другие танцы, быстро потом забывавшиеся. Большинство танцев XIX в. были быстрыми или очень быстрыми, что не в последнюю очередь объяснялось переменами, происшедшими в женском костюме: отказом от жесткого давящего корсета и тяжелого каркаса для юбок (фижм). В корсетах XIX в., снабженных эластичными прокладками, легче было дышать, а легкие ткани бальных платьев позволяли делать любые быстрые движения.
Мазурка раздалась. Бывало, когда гремел мазурки гром,
В огромном зале все дрожало, паркет трещал под каблуком.
Во время каждого танца – соответствующая его характеру беседа, признание в любви.
(Фонограмма) А.Толстой «Средь шумного бала»
На балах выяснялись отношения
Сценка
Она: Дышала ночь восторгом сладострастья, и звуки музыку свою вели
Я вас ждала с безумной жаждой счастья. Я вас ждала, а вы …вы не пришли.
Наш уголок я убрала цветами, к вам одному неслись мечты мои,
Мгновения казались мне часами. Я вас ждала, а вы …вы не пришли.
Он: Я вас люблю, хоть и бешусь, хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь!
Без вас мне скучно – я зеваю;
При вас мне грустно – я терплю;
И мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю.
На балах происходили встречи века.
(Исполнение песни)
Ярко светятся огни в светлом серпантинном зале.
Молча встала Натали с удивленными глазами.
Встала и белым-бела, тихо руки уронила.
Значит, все-таки была, значит, все-таки любила
И на сердце так светло, так тревожно, так воздушно…
Пушкин, вам лишь 30 лет.
Вы совсем мальчишка, Пушкин.
Первая встреча Пушкина и Натали Гончаровой состоялась зимой в 1828 году на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел шестнадцатилетнюю необычайно красивую девушку, Наташу Гончарову. Она только что начала выезжать в свет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. Все восхищались ее «романтической прелестью. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, Натали поразила Пушкина своей царственной, одухотворенной красотой.
Исполнение танца-сценки. (Натали-Пушкин)
Пусть кружит вас прекрасный то медленный, то быстрый вальс.
И пусть продолжается счастье. Хоть мало, но только для вас. Завершает бал котильон. Это танец- игра, самый непринужденный и шаловливый. В правилах этот танец описывается так: «Там делают крест и круг и сажают даму, с торжеством подводя к ней кавалеров, но чтобы отблагодарить себя взаимно, садятся мужчины, дабы избрать себе дам, какая понравится.»
Исполнение фрагмента котильона.
Бал был элементом культуры 19 века. Но его можно рассматривать и как явление социальной жизни общества. Эти воспоминания, дневниковые записи помогают правильно понять художественное произведение, восстановить сложную систему отношений эпохи, в которой жил Пушкин и его современники.