Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 05.01.2025, 07:56

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Война и мир 1
( Часть I ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»
  1805 г. Петербург, салон Анны Павловны 
Шерер, один из многих вечеров петербургского 
высшего света. На этом вечере обсужаются события недавнего 
прошлого: казнь родственника Бурбонов, принца Энгиенского, жестокое 
подавление Наполеоном бунта в Египте, а также образование 
военного союза против Наполеона. 
  Толстой разделяет человеческую жизнь на два основных уровня 
бытия: «В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать 
в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых 
преобладает содержание, другие - в которых преобладает форма». 
  Высший петербургский свет описывается Толстым как образец 
ненатурального, формального существования. В описании вечера 
Толстой использует сравнения, озвучивающие механизм существования 
людей, посещающих салон Анны Павловны Шерер. 
  Здесь говорят по привычке, как «заведенные часы». Жизнь здесь 
сравнивается с «прядильной мастерской», где действует отлаженный 
механизм: 
«Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, 
прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, 
скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо 
идет, сдерживает или пускает в надлежащий ход, - так и Анна 
Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему 
или слишком много говорившему кружку и одним словом или 
перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную 
машину... Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена 
с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Тут явная сатира, 
как и в других деталях, красноречиво разоблачающих внешнюю 
жизнь высшего света, более заботящегося о соблюдении нелепого 
ритуала, а не о подлинности человеческих чувств: 
«Все гости совершали обряд приветствования никому не известной, 
никому не интересной и ненужной тетушки. Анна Павловна 
с грустным торжественным участием следила за их приветствиями, 
молчаливо одобряя их... Все подходившие, из приличия не выказывая 
поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности 
отходили от старушки, чтоб уже весь вечер ни разу не подойти к ней». 
  Детали, которые использует Толстой, очень точно передают 
впечатления от гостей. Князь Василий - светский лев, он знает все 
тонкости светского тона; главное - все преподнести случайно (пример 
беседы князя Василия с Шерер о женитьбе своего беспутного 
сына Анатоля). Дочь князя, красавица Элен, поражала своей бесстыдной 
красотой. «Она выставляла ее напоказ. Слегка шумя своею 
бального робою, убранной плющом и мохом, и блестя белизной плеч, 
глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися 

мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою.

( Часть II Война 1805 г ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»
  Шенграбенское сражение. Почему русские победили при
Шенграбене?
Князь Андрей идет на войну по двум причинам: хочет изменить
свою жизнь и прославиться, добыть свой Тулон. Николай Ростов
идет на войну не задумываясь, но если кумиром Болконского является
Наполеон, то Ростов восхищается императором Александром I.
  Старый князь Болконский считает эту войну «кукольной комедией»
и не признает гения Наполеона.
  Война 1805 г. - это война на чужой территории, причины которой
известны высшему командованию, но совершенно непонятны простому
солдату. Князь Андрей - адъютант у Кутузова, он честно выполняет
свою работу при штабе и мечтает о подвиге. В этой части в центре
находится Шенграбенское сражение, в котором принимают участие
многие герои романа, но по-разному проявляют свои личные качества.
  Битва при Шенграбене. Кутузов отправил отряд Багратиона
навстречу французам по более короткой дороге через труднопроходимые
Богемские горы, а сам пошел по более длинной, чтобы потом
присоединиться к отряду Багратиона. Французский генерал Мюрат
ошибочно принял отряд Багратиона за всю русскую армию и тоже
решил дождаться, пока подойдет остальная французская армия.
  Наполеон догадался об этом, а пока отряд Багратиона получил передышку.
  Русские расположились возле деревни Шенграбен и ждали
сражения. Описывая Шенграбенское сражение, Толстой показывает
патриотизм истинный (капитан Тушин, капитан Тимохин) и патриотизм
ложный (Долохов, генералы, адьютанты Жерков, Несвицкий).
  Ошибка Мюрата вскоре была обнаружена, и началась атака.
  «Началось, вот оно! Страшно и весело! - говорило лицо каждого
солдата и офицера». И вот здесь Толстой-историк и Толстой-художник
противоречат друг другу. Багратион в разгаре сражения: «Лицо его
выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая
бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего
последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз,
ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные
глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед».
  А капитан Тушин? Андрей Болконский с восхищением смотрит
на маленького человечка, которого недавно видел в палатке маркитанта
без сапог. В описании боя Толстой использует гиперболы
и яркие сравнения. "Ну-ка, наша Матвеевна", - говорил он (Тушин)
про себя. Матвеевной представлялась в его воображении большая
крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему
французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер
второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел
на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей,
то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся
ему чьим-то дыханием. «Ишь задышала опять, задышала
», - говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного
роста мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам
ядра». И это при том, что о батарее Тушина было забыто, и
она одна держала бой. Князь Андрей, знавший, что приказ отступать
поступил поздно, заступился за Тушина, когда после боя на
него закричал генерал, - Болконский был свидетелем подвига этого
маленького капитана. Вне боя герой Шенграбенского сражения похож
на беспомощного человека, но Толстой использует этот контраст
боя и буден с тем, чтобы отдать дань восхищения храбрости русского
человека. Также и капитан Тимохин, нисколько не задумываясь о
своей жизни, с одной сабелькой выскочил на французов и обратил
их в бегство.
  По контрасту с истинным патриотизмом Толстой показывает «патриотизм
» штабных офицеров Жеркова и Несвицкого, за которых
стыдно было князю Болконскому. Патриотизм разжалованного в солдаты
Долохова тоже вызывает сомнение после того, как он дважды
призывал начальника «попомнить» его подвиги.
  Интересны для Толстого переживания Николая Ростова в бою.
  «Первое дело» - переправа через Энс. Ростов полон желания показать
свою храбрость, но при виде падающих от пуль людей ему стало
страшно от того, что его могут убить. Но в этом эпизоде важен другой
момент: ощущение единения с небом, с солнцем и жизнью.
  На другой стороне Дуная другая жизнь, а здесь стоны и смерть. «Во мне
одном, и в этом солнце так много счастья, а тут... стоны, страдания,
страх и эта неясность, эта поспешность». Солнце и стоны - два ощущения
слились в сознании Николая Ростова, и через этот драматизм
ситуации Толстой показывает свое отношение к войне (VIII).
  В бою под Шенграбеном Ростов сначала чувствует знакомое ему
напряжение, и ему становится весело. В начале атаки под ним убита
лошадь, все солдаты оказались впереди, а он один посреди поля,
ему навстречу бегут люди, и он с ужасом узнает в них французов. И тут
просыпается ужас: "Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут?
И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" Ему вспомнилась
любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей
убить его показалось невозможно». В этом переживании Николая
Ростова противопоставляется война и человеческие чувства, составляющие
ценность человеческой жизни. И естественным уже становится
чувство страхау молодого Ростова. Он побежал. Это побег с поля
боя Толстой описывает с легкой иронией. «Не с тем чувством сомнения
и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством
зайца, убегающего от собак. Одно неразделенное чувство страха за
свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом» (XIX).
  Вторая часть заканчивается переживаниями Николая Ростова по
поводу своей ненужности. Психологически Толстой очень верно
передает воздействие войны на сознание отдельного человека. Война
убивает в человеке понимание целесообразности жизни на земле.
  Эта часть романа важна для понимания тех процессов, которые
происходили как в сознании главных героев (Ростова, князя Андрея),
так и в сознании простых людей, принимавших участие в войне,
и высшего военного руководства, направлявшего ход войны. Шенгра-
бен выиграли при невыгодном положении русских, потому что была
вера в справедливую войну. Аустерлиц проиграли, хотя и присоединилась
гвардия царя Александра I.
 ( Часть III ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»
  В этой части Толстой параллельно показывает жизнь в России 
и войну с Наполеоном за границей. Война везде. 
  Пьер становится объектом усиленной атаки со стороны князя 
Василия и его дочери Элен. Сделавшись неожиданно богатым графом 
Безуховым, он наивно поддается грубой лести со стороны света. 
  Не знающий жизни, законом которой являются обман и лесть, Пьер 
легко дает вовлечь себя в брачную интригу князя Василия. Но мог 
ли Пьер, еще недавно такой беззаботный, устоять перед очарованием 
ослепительной красоты Элен? Пьер интуитивно сознавал фальшь 
предполагаемого брака, но в то же время с ужасом понимал свое 
чувственное влечение к ней. «И опять он говорил себе, что это невозможно, 
что что-то гадкое, противоестественое, как ему казалось, 
нечестное было в этом браке. На него нашел ужас, не связал ли он 
себя уж чем-нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно, 
нехорошо и которое он должен делать. Но в то время, как он сам 
себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ, 
со всею своею женской красотою» (I). В описании мучений Пьера 
несомненно сказывается противоречивое отношение самого Толстого 
к вопросу пола, с одной стороны, он признавал естественность 
природы, а с другой - ненатуральность цивилизации, где природа 
отношений между мужчиной и женщиной извращена. Поэтому, как 
ни естественно влечение Пьера к Элен, он с мучительным стыдом 
вспоминает признание в любви к ней. Женитьба на Элен, как потом 
оказалось, была страшной ошибкой, но все полагали, что он счастливый 
обладатель красавицы жены и миллионов. 
  Князь Василий ведет свои «военные действия» и в имении князя 
Болконского, приехав вместе с сыном Анатолем, кутилой и игроком, 
просить руки княжны Марьи. О любви, конечно, нет и речи - привлекает 
богатое приданое. Но, слава Богу, благодаря проницательности 
старого князя, жених был позорно изгнан. Княжна Марья испытала 
страшный стыд оттого, что стала объектом бесстыдного сватовства, 
хотя, конечно же, натура чистая и безгрешная, она об этом и не подозревала. 
  О, случай помог ей, когда надо было сделать выбор между 
отцом и Анатолем. Благородное сердце княжны, не знавшее, что такое 
обман и коварство, простило француженке Бурьен ее легкомыслие, 
княжна отказалась выйти замуж за Анатоля. Но то, как она это 
сделала, было достойно королевы. 
  От мирной жизни, где кипят бурные страсти, Толстой снова переносит 
читателей на поле военных действий. Аустерлицкое сражение - 
это страшное поражение русских. Перед Шенграбенским сражением 
был смотр в Браунау, перед Аустерлицким - смотр в Ольмюце. Если 
в описании смотра в Браунау Толстой позволил себе иронию, то 
в смотре в Ольмюце писатель передает торжественность настроения 
солдат. «Все чувствовали, что совершается что-то нешуточное, значительное 
и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовал 
свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этой море людей, 
и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого 
огромного целого» (VIII). 
  Толстой передает впечатления от смотра глазами Николая Ростова, 
для которого император Александр I является кумиром, так же, 
как для Болконского - император Наполеон. Внешне блистательный 
смотр под восхищенными взглядами гвардейцев на самом деле скрывал 
большую неуверенность в победе. 
  Ростову предстоит жестокое разочарование в своем кумире. 
  В его душе происходит борьба между любовью к государю и пониманием 
того, что война несет смерть. Но накануне Аустерлицкого 
сражения он, как и девять десятых людей русской армии, влюблен 
«в своего царя и в славу русского оружия». 
  Важным в этом ряду является эпизод в маленьком городке Вишау, 
когда император подошел к нескольким раненым, которых не успели 
убрать. И эту сцену наблюдает Ростов. Он видел, как одного солдата, 
раненого и стонущего от боли, положили на носилки, и как государь 
сказал: «Тише, тише, разве нельзя тише? - видимо более страдая, чем 
умирающий солдат...» Ростов видел слезы, наполнившие глаза 
государя, и слышал, как он, отъезжая, по-французски сказал Чар- 
торижскому: «Какая ужасная вещь война, какая ужасная вещь!» 
Император лицемерен. Если война для него ужасная вещь, зачем же 
начинать ее? Но Ростов не размышляет об этом. Он еще раз увидел 
своего кумира уже после поражения в Аустерлицком сражении, одного 
в поле. Вид у императора был жалок, но Ростовым овладела 
робость, и он не смог подойти, чтобы оказать помощь. Он даже 
испытал неловкость оттого, что государю будет нехорошо, если он 
увидит незнакомое лицо. 
  Но самое значительное происходит с князем Андреем. Еще во 
время Шенграбенского сражения он думал завоевать свой Тулон. 
  А перед Аустерлицким сражением он мечтал: «И вот та счастливая 
минута, тот Тулон, которого он так долго ждал, наконец представляется 
ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вей- 
ротеру, и императору. Все поражены верностью его соображения, 
но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, 
выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения 
и ведет свою дивизию к решительному пункту и один 
одерживает победу». 
  Андрей так страстно мечтает о славе, что готов сложить к ее 
ногам все. «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как 
ни дороги, ни милы мне многие люди, - но как ни странно и ни 
неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуты славы, 
торжества над людьми, за любовь к себе людей...» Причиной столь 
тщеславных размышлений является гордыня, желание самоутвердиться, 
быть любимым многими и многими. Путь князя Андрея от 
гордыни, где отсутствует любовь к людям, вытесненная любовью 
к славе, - к любви настоящей, в лучах которой раскрывается подлинный 
смысл человеческого бытия. Любимые герои Толстого 
находятся в поисках смысла жизни, поэтому на их пути встречаются 
порой очень жестокие испытания, но они получают свои нравственные 
уроки для того, чтобы стать лучше и чище. 
  Начало и конец боя контрастны (туман и чистое небо). Утро начинается 
густым туманом. Толстой использует туман как символ 
затуманенности в сознании людей, в их душах. Туман тщеславия, 
самолюбия, честолюбивой славы. Туман «гордой славы» диктует поведение 
Наполеону и Александру, князю Андрею и даже Николаю 
Ростову. 
  И произошло странное, но скорее всего закономерное. Утром 
вышли войска в отличном настроении, но внезапно пронеслось неприятное 
сознание «совершающегося беспорядка и бестолковщины». 
  Дальнейшее произошло почти мгновенно. Русские столкнулись с 
французами неожиданно быстро, и уже ничто не могло предотвратить 
бегство. 
  Бегство было настолько безумным, что даже Кутузов был поражен. 
  Среди общего безумия, охватившего всех, князь Андрей совершает 
задуманное. При описании этого подвига Толстой не употребляет 
высоких слов, все было до неприличия буднично в сравнении с мечтами. 
  И в момент падения князя Андрея происходит то, чего никак 
не ожидал Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, 
неясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по 
нему серыми облаками. "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем 
не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, 
кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными 
лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем 
не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. 
  Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, 
что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного 
неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, 
ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!" (XVI). 
  Да, произошло изменение сознания, померк ореол славы, и перед 
Вечностью померкли людские стремления и суетные дела. 
  И когда Наполеон, обходя поле боя, подошел к Андрею и произнес 
величественные слова («Какая прекрасная смерть» - по-французски), 
он показался ему маленьким и серым. «Но он слышал эти 
слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался 
ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло 
голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою 
далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - 
его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, 
ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь 
между его душой и этим высоким бесконечным небом с бегущими 
по нему облаками» (XIX). Читая эти строки, поневоле проникаешься 
ощущением великого таинства, преобразившего сознание Андрея 
и направившего его в противоположное от славы жизненное русло. 
  Теперь семья, любовь к отцу, сестре, своему неродившемуся ребенку 
стали жизненными ценностями в жизни князя Андрея. 
  А битва при Аустерлице кончилась трагедией у плотины Аугеста. 
  Французы, оттеснив русских солдат на покрытые льдом пруды, стали 
стрелять по льду; солдаты гибли под ядрами, проваливались под 
воду люди, пушки. Среди всего этого кошмара метался Долохов, 
первым спрыгнувший на лед. 
  Первый том заканчивается отправкой тяжелораненого Андрея 
Болконского в госпиталь. Все повествование первого тома - определение 
взглядов Толстого на противостояние истинных и ложных 
ценностей.



Эпилог
  После войны 1812 г. прошло семь лет. Когда-то наступает время 
«собирать камни», то есть подводить итоги определенного этапа 
жизни. Как жил человек, во что верил или не верил, любил или ненавидел, 
мечтал или завидовал, делал добро или зло, - таков и результат. 
  К какому же результату пришли герои «Войны и мира»? 
АндрейБолконскийперед смертьюузнал радость любвиипонял смысл 
жизни, он всех простил. 
  Пьер женился на Наташе в 1813 г. Он теперь счастлив, как не 
был счастлив раньше. И этому счастью он обязан встрече с Платоном 
Каратаевым. 
  «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое 
сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, 
что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал 
все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но 
на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо: все 
не совсем хорошее было откинуто. И отражение это произошло не 
путем логической мысли, а другим - таинственным, непосредственным 
отражением». Эти слова вроде бы о Пьере, о его состоянии души, 
но на самом деле о Наташе, о ее воздействии на окружающий мир. 
  По замыслу Толстого, Пьер должен прийти в стан декабристов, 
потому что в споре с Николаем Ростовым выступает против правительства, 
которое не заботится о лучшей жизни для своего народа. 
  Наташа теперь мать и жена, владеющая своим мужем, покорно 
ей подчиняющимся. В этом нет ничего стыдного для Пьера, потому 
что он делает Наташу счастливой. «Она пополнела и поширела так, 
что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, 
подвижную Наташу... Видна была одна сильная, красивая и плодовитая 
самка...» Эти, на первый взгляд, оскорбительные слова о Наташе 
и странная метафора - на самом деле гимн женской природе, 
расцветшей в своей естественности. 
  Николай Ростов женился на княжне Марье Болконской. Княжна 
Марья, ставшая графиней Ростовой, обожала своего мужа. Теперь 
он со своей семьей, матерью и Соней живет в Лысых Горах. Николай - 
настоящий хозяин в своем имении. Графиня Марья счастлива с Николаем 
тем счастьем, о котором и мечтала, и не мечтала. Марья «чувствовала, 
что у него теперь особый мир, страстно им любимый, 
с какими-то законами, которые она не понимала». 
  Вторая часть эпилога - философские размышления Толстого об 
истории, свободе, любви, о законах, которые делают людей зависимыми, 
несвободными от «общего движения масс». Он приходит 
к парадоксальному выводу: «И правда, мы не чувствуем нашей 
зависимости, но, допустив нашу свободу, мы приходим к бессмыслице; 
допустив же свою зависимость от внешнего мира, времени 
и причин, приходим к законам...» «.. .Необходимо отказаться от несуществующей 
свободы и признать неощущаемую нами зависимость». 
  (По М.М. Дунаеву)



Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 3983 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz