( Часть I ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» 1806 г. Эпиграфом ко второму тому могли бы послужить известные строки Толстого из письма: «Чтобы жить честно, надо рваться и путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать и вечно бороться и лишаться...» Герои Толстого выбирают свой путь, любят, страдают, ошибаются, но знают, что правда и честность - лучшие путеводители в лабиринте жизненных ситуаций. Николай Ростов приехал из армии и был всеми обласкан, он снова начал вести светскую жизнь, и теперь он - завидный жених. В доме Ростовых дают обед в честь Багратиона, которым восхищаются и превозносят больше, чем Кутузова, считая его героем Шен- грабена. На этом обеде присутствует и Пьер, вид его уныл и мрачен. Он получил накануне анонимное письмо, в котором намекалось о любовной связи его жены и Долохова. Тост Долохова, поднятый «за здоровье красивых женщин и их любовников», а затем и наглое поведение окончательно утвердили подозрение Пьера об измене его жены (I). Пьер вызывает Долохова на дуэль, хотя совсем не умеет владеть оружием. Сам он остался невредим, но ранил Долохова. Дуэль была потрясением для Безухова - ведь он мог убить человека! Пьер пытается докопаться до причин своего несчастья. «Но в чем же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том ты обманул и себя и ее, - и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василия, когда он сказал эти не выходившие из него слова: "Je vous aime" (я люблю вас). Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, - я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло. Он вспомнил медовый месяц и покраснел при этом воспоминании. Он вспомнил все: вольное поведение Элен, ее ложь, ее глупость. Ему было стыдно за себя, за то, что он позволил окутать себя фальшью». (VI) В сцене объяснения Пьера с женой он неожиданно для себя взрывается «бешенством»: «- Я тебя убью! - закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Лицо Элен сделалось страшно; она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства». Происходит разрыв брачных отношений. И - как некий итог всего - полная утрата понимания Пьером смысла своей жизни. В семье Болконских происходят два важных события: рождение ребенка, повлекшее за собой смерть маленькой княгини, и возвращение Андрея Болконского домой. Он пришел как раз в тот момент, когда начались роды. Сцена прощания князя с маленькой княгиней наводит на мысль о том, что жена Андрея принесла себя в жертву, дав жизнь другому существу. А лицо мертвой княгини было как укор князю Андрею. Болконский тяжело переживал смерть жены, ведь там, на Аустерлицком поле, он так хотел любить свою семью, но от семьи у него остался только сын. И во время крещения он сидел в соседней комнате и замирал от страха, чтобы ребенка не утопили во время таинства. Николай Ростов, связавшись с Долоховым, проиграл очень крупную сумму денег (48 тысяч). Он сгорал от стыда: как же он сообщит об этом отцу? «Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. Пулю в лоб - одно, что остается, а не петь». Все живут своей жизнью, он приходит в тот момент, когда Наташа собиралась петь. Раздражение Ростова постепенно проходит по мере того, как Наташа поет. Толстому важно проверять своих героев на способность любить, воспринимать прекрасное, понимать природу. Всех своих героев Толстой делит на «живых» и «неживых». Живые - это те, кто способен к изменению, а неживые - это те, кто однажды, выбрав свою маску, застыли в ней навсегда. К «неживым» относятся князь Василий, Элен, Анатоль, Берг, Жерков и другие. К живым - Пьер, Андрей, Наташа, Николай Ростов, княжна Марья. ( Часть II ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» Мысли Пьера горьки, он не только анализирует свои поступки, мысли, чувства, но и пытается найти аналогии в истории, чтобы, сопрягая свою жизнь с жизнью великих, докопаться до ответа на вопрос, что такое истина. «.. .А я стрелял в Долохова за то, что счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что считали его преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» - спрашивал он себя. Но не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа и вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: "Умрешь - все кончится. Умрешь и все узнаешь - или перестанешь спрашивать". Но и умереть было страшно». И вот в таком состоянии, когда Пьер без конца прокручивал в голове эти бесконечные вопросы, он встретил масона Баздеева, который, как ему показалось, дал на них ответ. Вот почему Пьер увлекается идеями масонства. Однако, нет уверенности, что встреча была случайной, - Баздеев знал о Пьере все, даже его образ мыслей, значит, им интересовались всерьез, о нем собирали информацию, чтобы найти слабые места и увлечь масонскими идеями. Все было четко сработано. В душе, в мыслях Безухова был хаос, он потерял жизненную опору, слова Баздеева сразу же нашли отклик в его душе. Баздеев убедительно говорит о том, что ум человеческий, ограниченный в своих возможностях, не может постигнуть высшего знания, а ведь именно высшее знание дает ответы на тупиковые вопросы. «Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках, физике, истории, химии и т. д., на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку - науку всего, науку, объясняющую все мироздание и занимаемое в нем место человека. Для того, чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека ». Пьер сам хотел обновления, изменения себя, своего образа жизни, и казалось, что в словах Баздеева ему указывался путь к этому обновлению (II). Пьер вступает в масонскую ложу. Описание ритуала вступления в Орден дано с большой долей иронии, чувствуется несерьезное отношение автора к тому, как уважаемые взрослые люди играют в таинство посвящения, главной целью которого, кроме всего прочего, было исправление рода человеческого. «Противоборствовать злу, царствующему в мире..., - повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. .. Он представлял себе порочных и несчастных людей; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы». Душа Пьера была готова к принятию веры, и вера была ему дана, но он не заметил тонкой подмены: вместо Бога ему предлагали Высшее Знание, которое можно приобрести, вступив в Орден, где он сможет найти поддержку на пути собственного добродетельного очищения. «Он твердо верил в возможность братства людей, соединенных с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство». Что есть масонство для Пьера? Он видит в нем средство для открытия в себе внутреннего человека, идеал нравственного самоусовершенствования. В нем он видит также некие мистические тайны, «призванные помочь самоочищению души и всеобщему общественному устроению». 1806 г. Приближается театр военных действий к границе России. Старый князь Болконский был назначен одним из восьми главнокомандующих по ополчению. Князь Андрей Болконский после Аус- терлицкого сражения решил совсем отказаться от военной карьеры. Они (отец и сын) как будто поменялись ролями. Встреча Андрея и Пьера в Богучарове имела важное значение и для Пьера, и для Андрея, в особенности для Андрея. Их встреча - это философский спор о Добре и Зле, о Жизни и Смерти. Каждый из них занял противоположную позицию в этом споре. Они долго не виделись, и Пьера поразил потухший взгляд князя Андрея. Пьер чувствовал, что в присутствии друга были «неуместны и неприличны восторженность, мечты, надежды на счастье и на добро». Философский спор имел впоследствии важное значение для изменения сознания князя Болконского. Андрей считал, что в жизни есть только два несчастья - это угрызения совести и болезнь, а счастье есть отсутствие этих двух зол. Для Пьера этого уже мало, теперь он полагает, что счастье - это жить для других. Князь Андрей, замкнувшись в себе после возвращения домой, считает, что соприкосновения его с миром есть все та же фальшь и самообман, как и прежние его стремления. «.. .Ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастье только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противупо- ложное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы). Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. С тех пор стал спокоен, как живу для одного себя». Но здесь Болконский заблуждается: любовь к славе - это не любовь к ближнему, а гордыня. Любовь же к ближнему - основа духовного прозрения. Андрей высказывает пессимистические мысли о деятельности вообще. «Я строю дом, развожу сад, а ты больницы, и то, и другое может служить препровождением времени. Но что справедливо, что добро - предоставь судить Тому, Кто все знает, а не нам». И далее он говорит о невозможности распознавания добра и зла, об их относительности, о невозможности определения справедливости и цели бытия. У Пьера же совершенно противоположное видение мира, почерпнутое из философии масонства: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть Истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем вечно жить там, во всем (он указал на небо)...» (XI). Философский спор происходит на пароме, и сама природа как бы участвует в этом споре. «Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: "Правда, верь этому". И первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицом поле, и что-то давно уснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно проснулось в его душе». Толстой говорит, что свидание с Пьером было началом новой эпохи в жизни князя Андрея. Параллельно с мирной жизнью, с поисками Пьера и Андрея писатель показывает и изменения, происходящие в сознании Николая Ростова. Еще в кампании 1805 г. он получил свое боевое крещение, став впоследствии храбрым офицером. Николая Ростова раздирают противоречивые чувства. В ситуации с Денисовым, когда тот избил вора Телятина и за это был наказан, Ростов хотел, чтобы император восстановил справедливость. Но Александр I, бывший в глазах Ростова кумиром, отказывается разрешить это противоречие. Но в то же время император только что сам нарушил закон во время Тильзитс- кой встречи с Наполеоном. Совсем недавно Наполеон был узурпатор и преступник, даже антихрист, а теперь, после подписания Тильзит- ского мира, он становится братом и союзником, законным императором Франции. Идет непонятная политическая игра, которую не может понять Николай Ростов. Ведь еще вчера была непримиримая вражда, а сегодня объятия под приветственные крики войска. «Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов со своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях и пугался их». И Николай Ростов выходит из тупика, отказавшись от самого себя. «Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать» - так Николай Ростов разрешил свои сомнения о кумире, императоре Александре I (XXI). ( Часть III ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» 1809 г. Бывшие враги (Наполеон и Александр) стали друзьями. И когда Бонапарт объявил войну Австрии, то русский корпус выступил для помощи Наполеону, своему прежнему врагу. Но жизнь людей с их радостями и печалями шла независимо от политической жизни. Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне, где занимался преобразованиями экономического порядка более успешно, чем Пьер. Год прошел с того философского спора на пароме, где Андрей опять вспомнил Аустерлицкое небо. И чтобы окончательно вывести героя из мрачного состояния, необходимо было потрясение, равное тому, что князь Андрей пережил на Аус- терлицом поле. Толстой заставляет героя пережить нечто подобное от двух встреч с дубом, символизирующим в этом контексте вечное обновление и торжество жизни. Первая встреча с дубом по дороге в Отрадное, имение Ростовых, как будто усилила в нем пессимистическое настроение. «Весна, и любовь, и счастье! - как будто говорил этот дуб, - как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья... Не верю вашим надеждам и обманам».«... Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена» (I). Но происходит встреча с Наташей в Отрадном, случайно подслушанный ее разговор с Соней поразил его присутствием иной, непонятной ему жизни, и ему захотелось приобщиться к радости юной восторженной души молодой Ростовой. Эта встреча подготовила его к другому мировосприятию, к иному переживанию смысла своей жизни. На обратном пути Андрей снова увидел старый дуб. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.".. .Да, это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо его жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вспомнилось ему. Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей» (III). И действительно, Андрей словно ожил, его радушно принимали в свете, в сам он уже не одаривал всех презрительной улыбкой. Теперь его кумиром был Сперанский, увлекший его идеями общественных преобразований. Он поверил в гений Сперанского точно так же, как когда-то верил в гений Бонапарта. Продолжая быть членом масонской ложи, Пьер опять испытывает недовольство собой. Он ведет дневник, где пытается честно разобраться в своих чувствах. Он опять сошелся с Элен, сам удивляясь этому факту. Салон Элен Безуховой был самым блестящим в Петербурге, «быть принятым в салоне Безуховой считалось дипломом ума», и только Пьер не понимал, как ничто не разоблачит глупость его жены. «Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоумения и страха присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии, философии». Глазами Пьера, занятого поисками внутренней гармонии, показана пустота и суетность высшего света. Пьер боится снова пойти на поводу у Элен и пока выполняет роль рассеянного мужа блестящей светской женщины (VII). Наташе Ростовой исполнилось 16 лет, и она должна поехать на свой первый бал. Бал в жизни дворянской девушки имел огромное значение, это был шанс стать замеченной молодыми людьми, шанс стать известной, что, конечно же, очень льстило самолюбию молодой девушки. Обычно на балах и жениха выбирали. Поэтому Наташа очень волновалась - она многого ждала от этого бала, это был ее первый выход в свет. Но таких, как она, на балу было много, и Наташа затерялась среди них. Среди мужчин она узнала Пьера и Болконского. На балу был и государь, он должен был начать бал, пригласив на вальс какую-нибудь даму. Но Наташу никто не пригласил. Она готова была заплакать от досады. Пьер попросил Андрея пригласить юную Ростову. Бал Наташи Ростовой - лучшие страницы романа. Толстому удалось передать все оттенки чувств Наташи. «То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой». "Давно я ждала тебя", - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». «Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо» (XVI). Наташа была очень счастлива, она умела радоваться так заразительно, что другие рядом с ней тоже начинали чувствовать эту радость. Таково было свойство ее натуры. Князь Андрей почувствовал ее отличие от других, в ней было много естественной жизни, не скованной еще никакими условностями. Мимо горя Наташа тоже не могла пройти... «Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее». Она, такая счастливая, все же не могла понять, как другие могут быть несчастны. Любовь к Наташе изменила мировосприятие Андрея, такова особенность этой девушки, - возрождать к настоящей, естественной жизни близких ей людей. Он разочаровывается в Сперанском, увидев вдруг его искусственность, ненатуральность. «Князь Андрей смотрел близко в эти зеркальные, не пропускающие к себе глаза, и ему стало смешно, как он мог ждать чего-нибудь от Сперанского, и от всей своей деятельности, связанной с ним, и как мог он приписывать важность тому, что делал Сперанский» (XVIII). Пение Наташи обладало какой-то чудодейственной силой. Она своим пением спасла своего брата Николая от желания покончить с собой. Князь Андрей, приехав в гости к Ростовым, слушал как поет Наташа. «Он смотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать...» Сила, которой обладала Наташа, была сродни стихийной, в ней было много природного естества. Сам Толстой называет ее силу «наивным эгоизмом», который надо понимать как «натуральность » Наташи - качество, которое было в ней всегда. Вот эта «натуральность» и привлекла князя Андрея, хорошо знавшего цену искусственности в жизни света. И князь Андрей снова стремится к счастью: "Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым",- думал он» (XIX). Теперь Пьер и Андрей поменялись местами. Пьер был в мрачном настроении из-за сближения принца с его женой, Андрей же наоборот - был влюблен. «Весь мир разделен для меня на две половинки: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота». И это говорит князь Андрей, еще недавно мрачно смотревший на человеческую жизнь. А Пьер? «Чем светлее представлялась ему судьба Андрея, тем мрачнее представлялась его собственная». Наташа тоже была влюблена в князя Андрея (XXII). Князь Андрей делает предложение Наташе. Она счастлива, она очень хочет выйти замуж, но ее ждет разочарование. Отец князя Андрея попросил отсрочки на год по причине молодости невесты. Андрей не мог ослушаться отца. Он уехал за границу лечиться. ( Часть IV ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» Сцена охоты. Николай Ростов на охоте испытывает настоящее счастье. Толстой этой сценой проверяет своих героев, в частности, Николая, на способность чувствовать и понимать природу, для Толстого - это критерий естественного человека, которого он возвышает над искусственными условностями света. Естественный человек жил во всех Ростовых (кроме Веры), и в сцене охоты Толстой показывает эту естественность в визге Наташи: «В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что звенело в ушах. Она этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время...» (VI). Здесь же происходит знаменитая сцена у дядюшки, которая символически раскрывает «натуральное бытие» Наташи: «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечом и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка» (VII). Ростовы думают о выгодной женитьбе для Николая, но он заявляет, что любит Соню: «Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня». В доме Ростовых грустно. Грустит Наташа, ожидая князя Андрея. Она готова любить сейчас, немедленно, а Андрей задерживается по причине болезни. «Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала все это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой». (VIII) Наташа не знает, что с собой делать, настолько сильна была в ней потребность любви. «Мама! - проговорила она. - Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, - и опять она с трудом удерживала рыдания» (IX). Николай объявил о своем решении жениться на Соне, но встретил жестокий отказ родителей. А Соня была готова пожертвовать всем ради своих благодетелей. Отец и мать искали для Николая богатую невесту, это был единственный выход поправить пошатнувшееся материальное положение семьи. ( Часть V ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» Пьер переехал в Москву. После помолвки Андрея и Наташи Пьер вдруг почувствовал невозможность продолжать старую жизнь. Прежние нравственные упражнения потеряли для него смысл. Он разочаровался в масонской деятельности: «Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в свой клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Ему стало в Москве спокойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате...» Все вернулось на круги своя... К чему были все эти поиски, надежды на изменение сознания? «Он не мог поверить этому. Разве не он всей душой желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном? Разве он не видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей точки совершенства? Разве не он учреждал школы, больницы и отпускал крестьян на волю? А вместо всего этого - вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, побранить слегка правительство, член Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог примириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер, тип, которого он презирал семь лет назад». Пьер запутался в противоречиях жизни и спасался бегством от всех страшных вопросов в пустопорожнем времяпровождении. «Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе, о том, как на войне солдаты, находясь под выстрелами в прикрытии, когда им делать нечего, старательно изыскивали себе занятие для того, чтобы легче переносить опасность. И Пьеру все люди представлялись такими солдатами, спасающимися от жизни: кто честолюбием, кто картами, кто писанием законов, кто женщинами, кто игрушками, кто лошадьми, кто политикой, кто охотой, кто вином, кто государственными делами. «Нет ни ничтожного, ни важного, все равно: только бы спастись от нее, как умею! - думал Пьер. - Только бы не видеть ее, эту страшную ее». (I) Свои проблемы были и в семье Болконских. Княжна Марья, кроткая, религиозная, любящая своего отца и одновременно боящаяся его, страдала от чрезмерного эгоизма старого Болконского, вздумавшего приблизить к себе мадемуазель Бурьен. Она испытывала горькое унижение от возвышения француженки. Но в другие минуты, видя старческую слабость отца, она думала: «Он стар и слаб, а я смею осуждать его». Она была себе в эти минуты отвратительна (II). Княжна Марья также расстраивалась из-за нежелания отца одобрить брак Андрея и Наташи. Наташа, приехав к Болконским знакомиться, не ожидала такого холодного приема, но выдержала его с достоинством. Наташа в театре. Толстой уделяет много внимания описанию внутреннего состояния Наташи, чтобы подготовить читателя к увлечению ее Анатолем Курагиным, известным кутилой и развратным человеком. Она думала о том, «что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце». Она была хороша благодаря своему особенному состоянию. Она поражала полнотой жизни и красоты в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, не отыскивая... (VIII).