Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 05.01.2025, 08:08

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Война и мир 3
( Часть I ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»
  Вторжение Наполеона на территорию России. 12 июня 1812 г. 
  Наполеон приказал своим войскам перейти через Неман и тем самым 
начал войну с Россией. 
  В I главе первой части Толстой высказывает свои взгляды на историю. 
  Толстой - фаталист, хотя Д. С. Лихачев определяет его как 
морального оптимиста: «В Толстом сильно сознание того, что правда 
всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее 
любой грубой силы». И тем не менее, сам Толстой пишет, что 
«фатализм в истории неизбежен для объяснения разумных явлений 
(то есть тех, разумность которых мы не понимаем)». 
  «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая 
тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь 
стихийная, роевая, где человек неизбежно выполняет предписанные 
ему законы. 
  Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным 
орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей». 
  «Царь-есть раб истории». 
  «История, то есть бессознательная, общая роевая жизнь человечества, 
всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием 
для своих целей». 
  И все же оценка Толстого Лихачевым как «морального оптимиста» 
в понимании истории действительно имеет место в романе. 
  Наполеон безнравствен, и потому он проигрывает войну. Кутузов 
и весь русский народ выступают за правое дело, защищают свою 
православную веру и свое Отечество, - и потому побеждают. 
  На переправе через Неман потонуло человек сорок улан, Наполеон 
воспринял это не как потерю, а как знак преданности. «Для него 
было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах 
мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает 
людей в безумие самозабвения». Начиная с переправы через 
Неман, Наполеон в романе теряет свое величие и превращается по 
воле Толстого-художника в безнравственного человека. Наполеон 
в изображении Толстого - это скорее карикатура, а не реальный человек. 
  Князь Андрей был потрясен изменой своей невесты и искал 
Анатоля Курагина, чтобы вызвать его на дуэль. Но тому удалось 
избежать встречи с Андреем.
( Часть II ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»
  Бородино - это центр романа, его кульминация. Это - колоссальное 
потрясение не только для героев романа, но и для всего народа, 
который впервые в романе представляет нравственную силу, победившую 
Наполеона, покорившего к тому времени всю Европу. Толстой 
отвергает величие Наполеона, потому что он всего лишь раб 
истории, и, исходя из этого понятия, он лишает его всех достоинств 
блестящего полководца. 
  В Бородинском сражении скрестятся все пути, война перемешает 
все понятия и представления о чести, долге, ненависти, любви. Пьер 
встретит Долохова, князь Андрей - Анатоля, здесь каждый характер 
приобретет новые черты. 
  Толстой показывает Бородино глазами Пьера, невоенного человека, 
чтобы еще более усилить антивоенные чувства. «Война - богопротивное 
дело, ненужное человеку». Чувства, овладевшие Пьером, 
станут началом его нравственного перерождения. 
  Утром 25 августа Пьер выехал из Можайска и приближался 
к расположению русских войск. Он встречает телеги с ранеными. 
  Пьер, конечно, нелеп в своей белой шляпе, но он чувствует, что совершается 
что-то важное. Он встретился с жизнью, дотоле им неведомой, 
и удивляется тому, что сама жизнь не так уж важна этим 
людям, идущим на смерть. «Всем народом навалиться хотят». 
  На лицах всех встреченных Пьером людей выражено общее желание 
победить, сопряженное с пониманием торжественности, важности 
предстоящего сражения. Здесь выражается Толстым «мысль народная», 
которая и составляет идею романа (XX). 
  Молебен перед Смоленскою иконою Божией матери накануне 
Бородинского сражения выведен Толстым для того, чтобы показать 
единение всей русской армии во главе с Кутузовым, уповающим на 
волю Господню. Кутузов на военном совете может вести себя равнодушно, 
но он слишком серьезен в молитве: он осознает подлинную 
систему ценностей (XXI). 
  Свое понимание войны с Наполеоном в России Толстой передал 
Андрею Болконскому в разговоре с Пьером перед Бородинским 
сражением. После измены Наташи Андрей погрузился в какое-то 
озлобление против своего личного врага; его мир, когда-то пребывавший 
в единстве, рассыпался: «Одни бессмысленные явления, без 
всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею». Спасает 
и возвышает душу Андрея Болконского его участие в войне 1812 г. 
  Он отказался служить при штабе Кутузова и стал командиром полка, 
потому что понимал, что именно в этом качестве сможет воздействовать 
на ход событий в войне с Наполеоном, угрожавшей России 
смертельной опасностью. 
  И вот накануне Бородинского сражения он говорит Пьеру: «Сражение 
выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы 
под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти 
равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли 
сражение, - и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там 
незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения... 
  Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское 
войско сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч 
дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит». 
  В этих словах весь смысл предстоящего боя (XXV). 
  Вот почему Бородинское сражение показано Толстым в полном 
беспорядке. Руководить боем невозможно. Сражение начинается 
с неразберихи, и внимание Толстого обращено на поведение двух 
полководцев - Наполеона и Кутузова. Он намеренно умаляет действия 
Наполеона, изображая их не имеющими никакого смысла. 
  «...Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, 
Наполеон делал свои распоряжения, которые уже или были исполнены 
прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были 
исполнены». 
  Наполеон для Толстого прежде всего актер, сознающий иногда 
ложность своей игры, но уже не имеющий права отказаться от нее. 
  Он фальшив, когда перед ним устанавливают портрет сына. Он не 
почувствовал нежность, но изобразил ее. 
  Наполеон не может быть велик, потому что он служит злу. Но 
Бородинское сражение и его заставило проявить естественные чувства, 
впоследствии подавляемые той ролью, которой он был верен. 
  «Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными, 
в соединении с тяжестью головы и с известием об убитых и раненых 
двадцати знакомых генералов и с сознанием бессильности своей 
прежней сильной руки произвели неожиданное впечатление на Наполеона, 
который обыкновенно любил рассматривать убитых и раненых, 
испытывая тем свою душевную силу (как он думал). В этот день 
ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой 
он полагал свою заслугу и величие». 
  Кутузов знал то, чего не знал Наполеон: «что решает участь сражения 
не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором 
стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая 
сила, называемая духом войска», о которой и говорил Андрей Болконский 
Пьеру накануне сражения. Толстой намеренно показывает 
немощность Кутузова, его грузность и неповоротливость, но тем 
яснее вырисовывается духовная мощь русского полководца, 
соединенного с духом народа. 
  Здесь ответ на вопрос, почему русские выстояли в Бородинском 
сражении. Сила народа определила нравственный исход сражения. 
  Наполеон приказал направить двести орудий на русских, но ему 
доложили, «что русские так же стоят: 
- Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, - сказал адъютант 
». Вот с этого момента Наполеон и вся армия начала испытывать 
ужас перед врагом, который, «потеряв половину войска, стоял 
так же грозно в конце, как и в начале сражения». 
  И Наполеон понял, что проиграл. 
  Полк князя Андрея стоял в резерве под огнем артиллерии, не 
выпустив ни одного заряда и потеряв третью часть людей. Но самое 
страшным для Андрея и для всех солдат было бездействие. А самое 
обидным - то, что его гибель представлялась ему бессмысленной. 
  Он был тяжело ранен от разорвавшегося рядом с ним ядра. «Неужели 
это смерть? - думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым 
взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся 
от вертящегося черного мячика. - Я не могу, я не хочу умирать, я 
люблю траву, землю, воздух...» Как в этих мыслях перед возможной 
смертью резко выявляется противостояние отдельной судьбы и войны! 
«Война бесчеловечна», - постоянно звучит мысль Толстого при описании 
Бородина. 
  На перевязочном пункте князь Андрей встречает своего личного 
врага, которого он безуспешно искал с начала войны, - Анатоля Ку- 
рагина. Но какая ирония судьбы! Красавец Анатоль, погубивший 
союз Наташи и Андрея, находился в самом плачевном положении. 
  «В несчастном, рыдающем, обессиленном человеке, которому только 
что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Неожиданно для себя 
Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку 
наполнили его счастливое сердце». Перед несчастьем другого 
сердце Андрея не смогло устоять, и он простил Анатолю Курагину 
все... И новый мир открывается перед Андреем, еще недавно желавшим 
отомстить своему обидчику. «Сострадание, любовь 
к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - 
да, та любовь, которую проповедывал Бог на земле, которой меня 
учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко 
моей жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был 
жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» (XXXVII). 
  В Андрее происходит нравственное перерождение, изменившее 
все ценности его жизни. Он принял любовь, которую заповедал 
людям Христос: любите ненавидящих нас. 
  Пьер попадает на батарею Раевского. Он восхищен храбростью 
солдат, в нем разгорается душевная сила, которую хорошо чувствуют 
солдаты. Наблюдения Пьера над слаженной работой артиллеристов 
приводят его в восхищение. Общение с солдатами после битвы, накормившими 
его своим «кавардачком», заставляет Пьера думать 
о преимуществах простой жизни и ощущать в себе искусственного 
человека: «Солдатом быть, просто солдатом! - Войти в эту общую 
жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. 
  Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя внешнего 
человека?» Это было началом его внутреннего перерождения, 
которое получило свое развитие уже в плену у французов, при встрече 
с Платоном Каратаевым. 
  Пьер был потрясен видом Бородинского поля, усеянного тысячами 
убитых людей, в его душе поднимается ярость против человека, 
явившегося виновником этих смертей. Теперь он точно знает, что 
его миссия - убить Наполеона, освободить мир от «зверя». 
  Русские одерживают в этой битве «нравственную победу».
( Часть III ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир»
  Совет в Филях решает главный вопрос о столице. Кутузов принимает 
решение при разделившихся мнениях о сдаче Москвы. 
  В Москве весть о вступлении французов вызвала твердое желание 
не быть под властью Наполеона. Даже такая светски-фальшивая 
Жюли Карагина становится искренней, когда объясняет, почему необходимо 
уехать из Москвы: «Я еду потому... ну, потому, что все 
едут, и потом я не Иоанна д'Арк и не амазонка...» 
Никто не заставлял москвичей уезжать, наоборот, граф Растопчин 
уговаривает их остаться, но русские люди твердо решают не оставаться 
под французами. 
  Москва была пуста 2 сентября. Наполеон напрасно ждал на 
Поклонной горе. 
  Толстой много места уделяет описанию деятельности Растопчина, 
тон повествования - издевательский. А для чего понадобилось такое 
подробное описание сцены зверской расправы толпы с сыном купца 
Верещагиным? Толпа, собравшаяся перед домом графа Растопчина, 
требовала жертвы - и ей дали жертву. Сила может быть огромной 
и злой, если ее направить на зло. Растопчин - пример лжепатриотизма, 
потому что его пустая деятельность дорого обошлась москвичам. 
  Он убеждал в расклеенных афишах, что город не будет сдан, 
и по его вине из Москвы не было вывезено и половины ценностей, 
а оставшиеся люди погибли. Сам же он, выезжая из Москвы, встретил 
по дороге сумасшедших, выпущенных им же на свободу. 
  Ростовы тоже уезжают из Москвы. Наташа принимает деятельное 
участие в сборах. Толстой отмечает удивительную энергию в такой 
хрупкой девушке, перенесшей недавно душевную трагедию. Она распоряжается 
отдать подводы под раненых, устраивая настоящую сцену 
матери, обвиняя ее в бесчувствии. Ей непонятно поведение графини, 
отказавшей раненым в подводах ради ковров и сундуков. В этом проявляется 
ее глубокий патриотизм - она думала не о себе, а о раненых. 
  Андрей Болконский - среди раненых. 
  Наполеон на Поклонной горе ждет, когда делегация принесет ему 
ключи от Кремля. Он удивлен, увидев, что Москва пуста. 
  Пожар в Москве, мародерство французов. Пьер полон намерения 
остаться в Москве для того, чтобы убить «зверя». Не сумев зарядить 
пистолет, он прячет под жилет кинжал. Спасает ребенка во время 
пожара. Действия Пьера не могли быть другими, после Бородинского 
сражения он уже не мог быть прежним, он хочет участвовать в общем 
деле, в спасении России. В нем открываются новые качества 
личности, ранее ему не знакомые. Пьер готов защищать обиженных 
и обездоленных. Защищая армянское семейство, он подвергает себя 
опасности, но не думает об этом. Его схватили как поджигателя.
Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 1188 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz