( Часть I ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» Петербургские салоны живут прежней жизнью. Толстой отмечает с некоторой иронией, что там одинаково обсуждают и исход Бородинского сражения, и французскую болезнь графини Безуховой. В описании «отрицательных» персонажей Толстой использует прием «неподвижности». Им недоступны никакие внутренние движения. Жизнь всем посылает ситуации, в которых должны проявиться движения сердца, но у людей «света» ничего не происходит. Внезапно умирает Элен от передозировки лекарства. Развиваются отношения между Николаем Ростовым и Марьей Болконской. Любые поступки имеют значение. Спасение княжны в Богучарове Николаем Ростовым пробудило в княжне Марье чувство любви. Но Николай связан словом с Соней и понимает, что не может сделать предложение княжне Марье. Пьер присутствует на казни «поджигателей». Испытав потрясение от казни, Пьер долгое время находился в оцепенении: «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу, и в Бога». Почему у Пьера происходит изменение сознания? После казни «поджигателей» Пьер провел в плену в бараке четыре недели. Пьер и раньше не раз был в растерянности перед жизнью, не раз пропадала у него вера в благоустройство мира. Но он всегда винил себя. Однако сейчас, в данном случае, виноват не он, а внешние обстоятельства. Он понял, что улучшать нужно не только себя, но и окружающий мир. И встреча с пленным солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым стала для Пьера поворотным моментом в работе его души. Андрей умирает, за ним ухаживает Наташа, приезжает также к нему и княжна Марья с его сыном Николенькой. Неприятное чувство от того, что за ее братом ухаживает его бывшая невеста, быстро проходит, когда она понимает, что это совсем другая Наташа, искренний и настоящий друг. Князь Андрей давно простил Наташу, он понял, что теперь любит ее настоящею любовью, теперь, перед смертью, он чувствует, что был жесток к ней, и к нему приходит знание всеобщей любви, любви ко всем, и к врагам. Евангелие Христа всегда с ним. Перед смертью с князем Андреем произошло что-то странное - это заметила Наташа, а потом и княжна Марья. Он готовился к смерти, а что это значит? Толстой пишет: «...чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского». Он не понимал земных привязанностей, «он понимал что-то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего». Это «что-то другое» встало преградой между ним и живыми. Он думал все «о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней. Он думал о любви». «Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Во сне к Андрею приходит оно, проснувшись, он понимает, что это смерть. Во сне было показано, что у него уже нет жизненных сил, нет энергии, чтобы удержать дверь, в которую ломятся. «Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение». И началось, как пишет Толстой, «пробуждение от жизни». Что это значит? Это значит, что его душа была готова к переходу в мир Иной, и на пороге Иного мира его ждали совсем иные, не земные ценности. ( Часть II ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» Тарутинское сражение показало слабость французов. Во время пребывания в Москве Наполеон пытался привлечь жителей на свою сторону, но действия его были бесполезны, бессмысленны с точки зрения русского самосознания. Армия французов разлагалась на глазах. Пьер в плену уже четыре месяца. Общение с Каратаевым меняет облик Пьера. Введение в роман образа Каратаева, являющегося для Пьера олицетворением «духа простоты и правды», - важный сюжетный ход в романе, открывший для Пьера путь к духовному обновлению. Он начинает постигать жизнь души человеческой, независимой от внешних обстоятельств. Поэтому во время перехода, когда многие пленные погибли, и сам Пьер тоже мог погибнуть, он на одном из привалов, сидя на холодной земле, «вдруг захохотал своим толстым добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех. -Ха, ха, ха! - смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: - Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. - смеялся он с выступившими на глазах слезами» (XIII). Французы уходят из Москвы, это известие вызывает слезы благодарности у Кутузова. Теперь задача Кутузова - удержать русскую армию от столкновения с французской. Французская армия попала в совершенно неведомые им до сих пор обстоятельства, французские солдаты остались во власти того неведомого, что называется русским патриотизмом. Нет им спасения. ( Часть III ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» Толстой подводит итоги войны России с Наполеоном, анализирует причины, послужившие разгрому французский войск. «Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война - все это были отступления от правил». Начинается партизанская война, которую Толстой назвал «дубиной народной войны». В первом партизанском отряде под командованием Давыдова во главе отряда служит Денисов, там же служит и Доло- хов. В отряд прибывает и Петя Ростов, он теперь офицер и служит при генерале. Однажды Петя отправляется на разведку с Долоховым. Он чувствует себя хорошо, находясь «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей. Пете было свойственно то же чувство единения со всеми, что и Пьеру, и Андрею, и Наташе...» Но Петя погибает, его смерть - смерть человека, не успевшего еще ничего узнать в этом мире, но полюбившего саму жизнь. Денисов, мужественный Денисов, плачет, узнав о смерти Пети. «Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», - вспомнилось ему. Казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Это жестоко, когда дети, а Петя был совсем молод, погибают на войне, виновниками которой становятся взрослые. В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов. Больного Платона Каратаева застрелил француз. После смерти Платона Пьеру приходят мысли, которые незаметным образом снова напомнили ему солдата Апшеронского полка. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». «Каратаев! - вспомнилось ему» (XV). Французские солдаты обречены на смерть. Они брошены и генералами, и Наполеоном. Партизаны ставят своей целью очистить землю русскую от нашествия. ( Часть IV ) Краткое содержание романа Толстого Л.Н. «Война и мир» Наташа сближается с княжной Марьей, ей открылся ее мир, чистый, согретый христианскими добродетелями. Но Наташа все еще находится во власти пережитых чувств к умирающему Андрею. Она вновь и вновь переживала то сострадание, которое испытывала к умирающему Андрею. Страшное известие о гибели Пети отрезвило Наташу, вырвало ее из мучительных воспоминаний. Гибель Пети подкосила графиню Ростову, и Наташа для нее - единственное, что еще держит ее на этой земле. «Наташа не помнила, как прошел этот день, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню». Наташа, вновь обретя любовь к живым, помогает своей матери и всем окружающим. Кутузова награждают Георгием первой степени. Русская земля освобождается от французов, и все признают, что это заслуга Кутузова. И Кутузов не понимает, зачем продолжать войну за границей, не понимает, «что значила Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того, как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер». Как удивительно лаконично и в то же время многозначительно Толстой определил время смерти главнокомандующего русской армией. Пьер после плена находится в тяжелом душевном состоянии. Известия о смерти князя Андрея, Пети, даже смерти Элен тяжело переживаются им. Так бывает всегда: завоевания духа проверяются жизнью. Как, например, открытие Андреем Болконским «вечного неба» проверялось смертью жены, которое означало для него, что пришедшее к нему убеждение жить для семьи должно было пройти испытание. С Пьером происходит то же самое. Философия Платона Каратаева, так изменившая сознание Пьера, должна была пройти испытания. Пьер заболел горячкой и проболел три месяца. Но болезнь была очищающей, к нему снова возвращается улыбка. «Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной». Толстой говорит, что внешне Пьер вроде бы «почти не изменился во всех внешних приемах». Но «прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям - вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии». Приятно находиться с теми, кто излучает энергию добра и радости, с мрачным человеком тяжело быть рядом. Между Пьером и Наташей вспыхивает чувство. Два человека, пройдя свой путь страданий и радости, встретились снова, чтобы не расставаться никогда.