Экспозиция - то, что происходит до начала действия, до появления Катерины. В экспозиции создается атмосфера Калинова, купеческого города, где за высокими заборами творятся темные и жестокие дела. Действие открывается видом на Волгу, красота которой восхищает Кулигина, часовщика-самоучку, местного Кулибина, но она недоступна Кудряшу, конторщику Дикого. Кудряш дает характеристику купцу Дикому, значительному лицу в городе, как человеку, который ничего не боится, потому что богат и силен этим богатством. Но Кудряш его не боится. Подтверждением самодурства Дикого является его диалог с племянником Борисом, которого он грубо ругает прилюдно: «Дармоед! Пропади ты пропадом!.. Тьфу ты, проклятый!.. Провались ты!» Борис не смеет ему перечить, так как своей силы не имеет и материально зависим от Дикого. Он надеется получить наследство, оттого и смирен. Но удивительно другое: Борис знает, что дядя ему наследства не даст, а все равно терпит издевательства: «Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость...» Дальнейшие реплики действующих лиц рисуют образ настоящего самодура, которого боятся все в городе, а если кто и не боится, то Дикой все равно найдет возможность отыграться на домашних. В монологе Кулигина о жестоких нравах - образ страшного мира: «В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда вам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать. <.. .> А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти...». «Темное царство», создаваемое купцами города Калинова, темно прежде всего тем, что опорой ему служит власть денег, которая уродует человеческое лицо. Монолог Кулигина произносится на фоне красивого пейзажа и звучит резким контрастом. Елейное славословие странницы Феклуши следует за словами Кулигина о красоте: «Бла- алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых» (явление 3). Но эта елейно-сладостная хвалебная речь опровергается репликой Кулигина о Кабановой, Кабанихе, которую восхваляет Феклуша: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела». Борис, оставшись один, признается, что влюблен в замужнюю женщину. Начало действия. Появление семейства Кабановых (Марфы Игнатьевны, главы семейства, Тих о на, Катерины, Варвары). В этой сцене, в которой раскрывается смысл «темного царства», происходит столкновение Тихона и Кабановой. Каб ан ов а: Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? К а б а н о в: Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Кабанова: Как зачем бояться. Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Кабанова здесь саморазоблачается. Она не доверяет любви, основой семейных отношений считает страх, но страх делает человека несвободным, а там, где нет свободы, там нет личности. Кабаниха - ханжа, она беспокоится только о соблюдении определенных правил поведения. Любопытно, что Варвара, дочь Кабанихи, воспитанная в страхе послушания, по-своему поняла эту систему воспитания («делай что хочешь, лишь бы все шито-крыто было»). В этой сцене видно не только самодурство свекрови, слабость Тихона, но и бесправие Катерины. Тихон не может быть для нее защитой. В диалоге с Варварой в 7 явлении раскрывается характер Катерины, натуры богатой, поэтичной и религиозной. Ее речь в сравнении с другими персонажами удивляет своей образностью, поэтичностью. Она рассказывает о своей жизни до замужества с большой теплотой и восторгом. Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Ответ Катерины раскрывает разницу между жизнью в родительском доме и в доме свекрови: «Да здесь все как будто из-под неволи». Внешне все очень похоже, но внутреннее поражает своей разницей. Где нет свободы, там живет не любовь, а страх, который воспитывает рабское сознание. В Катерине же, воспитанной в атмосфере любви, живет чувство свободы: «...Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы и разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» {Хочет бежать) Признаваясь Варваре в греховных мыслях, Катерина всячески сопротивляется зародившейся мечте о любви. Она еще в начале борьбы между долгом перед мужем и чувством к Борису. Она сама себя боится. В предыдущих явлениях формируется образ «темного царства », где нет любви, а есть одно послушание из страха. Катерина, воспитанная в свободе, сопротивляется неволе, ищет любви у своего мужа, но не находит. Появляется барыня, своими пророчествами она пугает Катерину, этот испуг - предчувствие беды. I действие заканчивается монологом Катерины, из которого можно сделать вывод о глубокой религиозности героини: она боится умереть, не раскаявшись в своих мечтах, помыслах о возлюбленном. Конфликт обозначен: «темное царство» и Катерина, задыхающаяся в его тисках, есть еще и другой конфликт - внутренний, зарождающийся в душе самой Катерины. Гроза приближается, гремит гром. Развитие действия. Разглагольствования Феклуши изобличают ее невежество, но для Глаши, да и для других жителей Калинова - это единственный источник информации. «Катерина несет в себе высокое нравственное начало, она не может обманывать, а вся мораль "темного царства" построена на обмане. Варвара говорит об этом не стесняясь. Страх чаще всего рождает обман и лицемерие - это своеобразная защита, но там, где страх, ничего хорошего быть не может» (М. М. Дунаев). Катерина: Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу. В ар в ар а: Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты жи- вешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. Катерина не может принять ложь как основу жизни. В этой же сцене в разговоре с Варварой Катерина пытается побороть в себе все мысли о Борисе, она хочет запретить себе думать о нем. Она думает, что у нее хватит сил для борьбы с искушением страсти, и хватило бы, если бы не стечение обстоятельств. Наставления Кабанихи своему сыну выглядят нелепо, если учесть, что до появления Кабанихи и Тихона Катерина говорила о своем характере: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли мне очень здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь». В этих словах звучит сила протеста против порядков Кабановой, являющейся главной виновницей «неволи». После унизительных наставлений Кабановой Катерина «стоит как будто в оцепенении». Тихону и впрямь стыдно за мать. Неожиданно Катерина страстно начинает умолять Тихона не оставлять ее одну, взять с собой в поездку по торговым делам. Катерина умоляет его взять с нее страшную клятву верности. Она понимает, что с отъездом мужа мечта о любви к Борису может сбыться. Но Тихон, конечно же, не слышит Катерину, он сам мечтает вырваться из-под опеки матери. В шестом явлении Кабанова самовыражается: она боится будущего, потому что понимает, что будущее не за ней. Но в настоящем надо надевать грозную маску, чтобы боялись: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом-то и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Действие второе заканчивается «сценой с ключом». Варвара отдает Катерине ключ от калитки. Катерина с ужасом отказывается от него. Но ключ у нее в руке: бросить или не бросить? Постепенно она себя убеждает в том, что сама судьба, видно, этого хочет. Не без труда победило искушение, но все-таки победило. Катерина не сдается греху без тяжелой борьбы, но почему же она поддается греху? Почему не побеждает в ней добродетель? Ответ самой Катерины все проясняет: «А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюся, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь! Сокрушила она меня... от нее-то и дом мне опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого!.. Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж знать, так ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! <.. > Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорей!.. » В монологе много восклицательных, вопросительных знаков, многоточий, авторских ремарок, которые подчеркивают внутреннюю борьбу Катерины. Развитие действия. Действие открывается беседой Кабановой и Феклуши о тяжелых временах. Представления о мире выдают дре- мучесть и необразованность обеих, но по-своему они чувствуют, что наступают трудные времена. Дикой вступает в разговор с Кабановой. Она смело ему противоречит, да он уже не сыплет ругательствами. Тон речи его меняется, и он даже откровенничает с Марфой Игнатьевной: «.. .да что же ты прикажешь с собой делать, когда сердце у меня такое! Ведь уже знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдать отдам, а обругаю ! Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутрен- ную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Дикой совершенно искренне признается в своем самодурстве. Страсть к деньгам исковеркала его натуру, изуродовала душу. Кабаниха не столь привязана к деньгам, они не имеют над ней такой власти, как над Диким. Она предпочитает замучить своих домашних всякими наставлениями, чтобы шагу не могли ступить от страха перед ней. Ее тирания над домашними более изощренная, чем у Дикого. Монолог Кулигина при встрече с Борисом звучит прямым обличением самодурства: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают, либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог!» От этих слов становится страшно, потому что дикие, развращенные нравы калечат человеческие души, превращают их, с одной стороны, в диких и кабаних, с другой, - их жертвами становятся невинные сердца, которые приспосабливаются лгать и лицемерить или кончают жизнь самоубийством. Развернутую характеристику «темного царства» дал Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве». Облик «темного царства», обрисованного Кулигиным, является своего рода предостережением для Бориса, но что он может ему противопоставить? - Любовь! Любовь свободна в своих проявлениях, она толкает людей на безумные поступки. Но законы надо все же соблюдать, об этом его предупреждает Кудряш, который гуляет с Варварой. Кудряш хоть и удалой малый и даже легкомысленный в отношениях с женщинами, но и он понимает, что любовь к замужней женщине может кончиться трагедией: Кудряш : Эх, Борис Григорьевич, бросить надоть! Борис: Легко сказать - бросить! Тебе это, может быть, все равно; ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил... Кудряш: Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьевич! Кудряш вырос в этом городке, научился приспосабливаться к «жестоким нравам», и чувствует себя даже неплохо, но и он понимает, что связь Бориса с Катериной обернется бедой для жены Тихона. Кудряш : Только вы смотрите - себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь- то больно люта. В третьем явлении появляется Катерина. Она пришла на свидание с Борисом. В ее позе, движениях чувствуется все та же внутренняя борьба, она хоть и пришла на любовное свидание, но еще надеется избежать греха прелюбодеяния. Катерина: Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. Б ори с: Не гоните меня! Катерина: Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить, до гробовой доски... Катерина очень религиозна, и таинство брака, освященное в церкви, свято для нее («до гробовой доски»), но вспыхнувшая страсть, лишила ее воли, которая удержала бы от рокового шага. Она вышла замуж без любви, по воле родителей, но потребность любви не исчезает в женщине после замужества. Катерина хотела любить мужа, но он не позволил этого, во всем подчиняясь воле матери. Он, конечно, любил ее по-своему, но страстная, свободная натура Катерины искала любви до самозабвения, до самопожертвования. Она жестоко страдает, борьба с искушением лишает ее воли, но не лишает знания того, на какое преступление она идет. Грех прелюбодеяния - это один из страшных грехов. К а т е р и н а: Как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе. Борис: Ваша воля была на то. Катерина: Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. {Поднимает глаза и смотрит на Бориса.) Небольшое молчание. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь? {Кидается к нему на шею.) Очень важная ремарка «Поднимает глаза и смотрит на Бориса», а затем ремарка «Молчание» - за этими ремарками рождается новая Катерина, способная умереть за свою любовь. Борьба окончена, любовь и страсть победили, но и смерть уже близко, и она это чувствует. Катерина: Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось! Борис: Зачем умирать, коли нам жить так хорошо? К а т е р и н а: Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить. Она уже ничего не боится. Сильные натуры не знают страха. Борис не относился к их числу, поэтому он говорит, что об их тайных свиданиях никто не узнает. Но Катерина хорошо осознает последствия своей греховной любви. Катерина: Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле натерпишься. Кульминация. Между третьим и четвертым действием проходит 10 дней. Грех прелюбодеяния, а Катерина именно так воспринимала свою любовь к Борису, в данной конкретной ситуации - протест против рабства и стремление к свободе и любви. Катерина слишком свободна и слишком жаждет любви, поэтому не помнит и не жалеет себя. «Схема развития внутреннего состояния души, впавшей в грех, известна: грех рождает страх наказания, страхом усиливается дух уныния, отчаяния - преодолеть это безблагодатное состояние можно только усилием веры, призыванием помощи Божией, упованием на Его милосердие...» (М М. Дунаев). Основным ведущим мотивом этого действия является гроза, которая и спровоцировала признание Катерины в своем грехе. Разговор Кулигина и Дикого о громоотводе опять выявляет грубость и невежество «главного» человека в городе. Громоотвод был изобретен очень давно, а Дикой и понятия не имел об этом, но он произносит фразу, которая впоследствии обретет свой истинный смысл: Дикой: Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну, говори! Кулигин: Электричество. Дикой: {Топнув ногой.) Какое там еще елистричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин? Дикой, несмотря на свою дремучесть, интуитивно наполняет природное явление глубоким смыслом. Гроза - это наказание за грехи. Разбушевавшаяся стихия невольно вызывает страх у человека. Катерина, будучи религиозной, тоже воспринимает грозу как наказание за свой грех. Она оказалась в одиночестве и, чувствуя свою вину перед мужем, который приехал раньше срока, совсем растерялась. Об этом мы узнаем из рассказа Варвары Борису (явление 3). Борис испуган. Варвара: Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает. Батюшки мои! Что мне с ней делать? Но Борис не может дать вразумительного совета. Он не готов взять ответственность за жизнь любимой женщины. Варвара, зная чистую натуру Катерины, предполагает, что она во всем признается мужу. Это и произошло. Находясь в состоянии почти безумном, она не ждет ни от кого помощи. Верующий человек одолевает свое смятение молитвой, но вера Катерины разрушена грехом и отчаянием. Она боится наказания. И этот страх наказания подогревается жуткими обличениями безумной барыни. Барыня: Что прячешься! Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! Видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь!.. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Катерина прячется. Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь! Удар ^ома. Все в огне гореть будете в неугасимом! {Уходит) Катерина: Ах! Умираю! Жуткие обличения сумасшедшей барыни доводят Катерину до ужаса, она воспринимает удары грома как наказание: «Ад! Ад! Ад! Геенна огненная!» Подгоняемая страхом, Катерина во всем признается Тихону, Кабанихе... Это кульминационный момент, высшая точка в развитии действия. После признания Катерины в грехе прелюбодеяния действие идет на спад. Развязка. Из беседы Тихона и Кулигина становится понятна тяжелая атмосфера в доме. Тихону жаль Катерину. Варвара, не стерпев домашней тирании, покинула дом. Явление второе. Катерина одна, произносит монолог (авторская ремарка указывает на то, что героиня находится в задумчивом состоянии, как бы в забытьи). Катерина: Долго ль еще мне мучиться!.. Для чего же мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет Божий не мил! - а смерть не приходит. ... Что ж, уж все равно душу свою я ведь погубила... Катерина утратила веру в Бога, забыла, что Бог милосерден. Потеряв веру, она уже не видит смысла в жизни. Без веры она не сможет жить в доме свекрови. И уж совсем языческое звучит в ее призывах: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!». Борис тоже не может спасти ее, его отсылают в дальние края, с ним же она ехать не может, закон не на ее стороне. Молодая женщина, которая недавно так радовалась жизни, любви, свету, сейчас раздавлена тяжестью своей вины. Из любой ситуации есть выход, и Катерина нашла его. Прощаясь с Борисом, Катерина принимает решение уйти из жизни, Борис это почувствовал, но что он может?! - Он уже ничего не может изменить. Последний монолог Катерины - прощание с жизнью. Большой грех - стать самоубийцей, по собственной воле прервать жизнь, которая дается один раз. Катерина {Одна.): Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, нет, не надо... нехорошо. И люди мне противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?.. Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться... Церковь осуждает самоубийц, за них не молятся. «Самоубийца - всегда эгоцентрик, для него нет больше Бога, ни мира, ни других людей, а только он сам. .. .Самоубийство по природе своей есть отрицание трех высших христианских добродетелей: веры, надежды, любви. .. .Психология самоубийства есть психология обиды, обиды на жизнь, на мир, на Бога» (Я. Бердяев). Добролюбов считал, что самоубийство Катерины - это протест против «темного царства», но это мнение критика-демократа. В финале пьесы, когда принесли тело мертвой Катерины, Тихон, забитый маменькой Тихон, произносит слова обвинения в адрес Кабанихи: Кабанов : Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы... Кабанова: Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь?! Кабанов : Вы ее погубили! Вы! Вы! Последняя реплика Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Страшен мир, темен и дремуч, если живые завидуют мертвым. Смерть Катерины настолько потрясла Тихона, что послужила ему пробуждением. И такой финал вселяет надежду на скорую гибель «темного царства». Послесловие. Пьесы Островского - глубоко русские, поскольку реализуют на сцене национальный характер, особенности национальной жизни. Достоевский это заметил совершенно верно: «По-моему, переведите комедию г. Островского, - ну "Свои люди - сочтемся!", или даже любую, и переведите по возможности лучше, на немецкий или французский язык, и поставьте где-нибудь на европейской сцене, - и я, право, не знаю, что выйдет. Что-нибудь, конечно, поймут, и, кто знает, может быть, даже найдут некоторое удовольствие, но, по крайней мере, три четверти комедии останутся совершенно недоступны европейскому пониманию». На первый взгляд такое утверждение слишком категорично, но Достоевский оказался прав. Доказательством могут служить впечатления американского писателя Джона Стейнбека, который в 1947 г. посмотрел в Киеве спектакль по драме Островского. «Вечером мы пошли в театр на пьесу "Гроза", драму XIX в., разыгранную в стиле XIX в. Постановка была странной и старомодной, как, впрочем, и сама игра. Довольно непонятно, почему надо показывать эту пьесу. Но это украинская пьеса, и им нравится все свое. Героиня была очень красивой. Она была немного похожа на Катарину Карнелл и доминировала на сцене. Речь шла о молодой женщине, которая была под каблуком у властной свекрови. Эта молодая женщина влюбилась в поэта. Хоть она и была замужем, но все же пошла в сад на свидание. А в саду она только и делала, что много говорила и один раз разрешила поэту поцеловать кончики ее пальцев, что все-таки явилось достаточным преступлением, и в итоге она признается в церкви в своем грехе, бросается в реку и гибнет. Нам показалось, что это слишком большое наказание за то, что ей поцеловали кончики пальцев. У пьесы был и второй сюжет. Параллельно трагедии шла комическая история ее горничной. Любовником горничной был местный мужлан. Это был обыкновенный традиционный спектакль, и публике он понравился. На перемену декораций ушло полчаса, поэтому было уже далеко за полночь, когда героиня бросилась наконец в реку. Нам показалось странным, что люди в зале, пережившие настоящую трагедию, трагедию вторжения смерти, разочарования, могут быть так взволнованы из-за судьбы женщины, которой поцеловали руку в саду», - таковы впечатления от драмы будущего Нобелевского лауреата.