Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 05.01.2025, 07:12

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Сочинение Мастерство И. С. Тургенева в создании портрета Базарова
Портрет - одно из средств создания литературного образа, именно 
с портрета начинается знакомство с героем произведения. У каждого 
автора свои особенные приемы. Тургенев признан непревзойденным 
мастером в создании психологического портрета. Одним из приемов 
является индивидуализация черт, собирание отдельных штрихов, 
создающих неповторимый внутренний мир героя. Внешние черты 
портрета как сигнальные флажки, по которым он ведет читателя к 
пониманию характера героя. 
  На примере образа Базарова можно проследить за тем, как писатель 
создает его портрет. 
  II глава. «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку 
высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что 
вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную 
руку, которую тот не сразу ему подал». В первой же фразе, представляющей 
Базарова, Тургенев вводит деталь - «красную руку», 
которая выдает неаристократическое происхождение «высокого человека 
в балахоне», а в замечании «тот не сразу ему подал» (руку) 
открывается легкое пренебрежение незнакомца. Портрет Базарова 
вырисовывается постепенно, автор растягивает знакомство с героем, 
каждый раз добавляя к портрету какую-либо деталь, открывающую 
черту характера. 
  Далее, на приветствие Николая Петровича «...отвечал Базаров 
ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, 
показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким 
лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми 
глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось 
спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». 
  Добавляя к предыдущему впечатлению от Базарова описание некрасивых 
черт лица, Тургенев добивается зрительного впечатления. 
  В создании психологического портрета героя автор обращает 
внимание на детали, способные осветить его внутренний мир, к таким 
деталям относится улыбка. «Спокойная улыбка» украшает человека, 
вызывает доверие. И последний штрих - «самоуверенность 
и ум» - создает впечатление о Базарове как об очень умном человеке. 
  Третье описание портрета дается опять после реплики Николая 
Петровича. Автор здесь уже «детализирует» лицо героя. «Тонкие 
губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только 
приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, 
не скрывали крупных выпуклостей черепа». Тонкие губы - признак 
человека злого, недоброжелательного, но они «тронулись в улыбке» - 
эта деталь смягчает неприятное впечатление. Последний штрих в портрете 
- «крупные выпуклости просторного черепа» указывают на 
скрытые интеллектуальные способности. 
  Итак, портрет Базарова дан детализированным, но он представлен 
как портрет человека неаристократического происхождения, 
умного, уверенного в себе, в своей значимости, не уважающего того, 
с чем не согласен. Мастерство Тургенева в обрисовке портрета состоит 
в том, что по мелким деталям и штрихам ему удалось наметить 
те черты характера, которые в дальнейшем проявились во всей 
полноте. Портрет психологически оправдан, а сословная принадлежность 
Базарова послужила и причиной конфликта в романе.

Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 2211 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz