Сочинение Мастерство И. С. Тургенева в создании портрета Базарова
Портрет - одно из средств создания литературного образа, именно с портрета начинается знакомство с героем произведения. У каждого автора свои особенные приемы. Тургенев признан непревзойденным мастером в создании психологического портрета. Одним из приемов является индивидуализация черт, собирание отдельных штрихов, создающих неповторимый внутренний мир героя. Внешние черты портрета как сигнальные флажки, по которым он ведет читателя к пониманию характера героя. На примере образа Базарова можно проследить за тем, как писатель создает его портрет. II глава. «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал». В первой же фразе, представляющей Базарова, Тургенев вводит деталь - «красную руку», которая выдает неаристократическое происхождение «высокого человека в балахоне», а в замечании «тот не сразу ему подал» (руку) открывается легкое пренебрежение незнакомца. Портрет Базарова вырисовывается постепенно, автор растягивает знакомство с героем, каждый раз добавляя к портрету какую-либо деталь, открывающую черту характера. Далее, на приветствие Николая Петровича «...отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Добавляя к предыдущему впечатлению от Базарова описание некрасивых черт лица, Тургенев добивается зрительного впечатления. В создании психологического портрета героя автор обращает внимание на детали, способные осветить его внутренний мир, к таким деталям относится улыбка. «Спокойная улыбка» украшает человека, вызывает доверие. И последний штрих - «самоуверенность и ум» - создает впечатление о Базарове как об очень умном человеке. Третье описание портрета дается опять после реплики Николая Петровича. Автор здесь уже «детализирует» лицо героя. «Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей черепа». Тонкие губы - признак человека злого, недоброжелательного, но они «тронулись в улыбке» - эта деталь смягчает неприятное впечатление. Последний штрих в портрете - «крупные выпуклости просторного черепа» указывают на скрытые интеллектуальные способности. Итак, портрет Базарова дан детализированным, но он представлен как портрет человека неаристократического происхождения, умного, уверенного в себе, в своей значимости, не уважающего того, с чем не согласен. Мастерство Тургенева в обрисовке портрета состоит в том, что по мелким деталям и штрихам ему удалось наметить те черты характера, которые в дальнейшем проявились во всей полноте. Портрет психологически оправдан, а сословная принадлежность Базарова послужила и причиной конфликта в романе.