Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 05.01.2025, 07:07

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Преступление и наказание 1
( Часть I ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»
  Точно указывается время действия 
- начало июля. Автор начинает свое 
повествование с интригующего интереса, 
который вызывает молодой человек. Бедный 
студент боится своей квартирной хозяйки, он беден и плохо одет, ктому 
же находится в болезненном состоянии. Он идет к ростовщице заложить 
часы и говорит о каком-то деле: «На какое дело хочу покуситься 
и в то же время каких пустяков боюсь... Ну, зачем я теперь иду? 
Разве я способен на это?» Слово «убийство» не произносится. Здесь 
же дается портрет героя: «Кстати, он был замечательно хорош собой, 
с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, 
тонок и строен». 
  «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, 
всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь 
известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять 
дачу, - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы 
юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части 
города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, 
несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный 
колорит картины». Прекрасный портрет молодого человека, одетого 
в лохмотья, дополняет психологический облик города, в котором 
«зародилась безобразная мечта», - о ней читатель еще не знает. 
  Выйдя от старухи-процентщицы, Раскольников восклицает: 
«О Боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это 
вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой 
ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое 
сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!... Ия, целый месяц...» 
На первых же страницах герой предстает перед читателями в каком- 
то странном напряженном состоянии, он размышляет о каком-то 
деле, ужасается способности своего сердца решиться на что-то грязное. (I) 
Далее следует трактирная сцена с Мармеладовым. Именно Рас- 
кольникову бедный пьяненький чиновник Мармеладов рассказывает 
историю своей жизни. Впервые Раскольников слышит о Соне, о ее 
жертве. Соня пошла на панель, чтобы спасти семью своего отца: 
мачеху с ее тремя детьми. В самоуничижении бедного чиновника 
Раскольников слышит о Страшном суде и о смирении:«.. .потому их 
приемлю, разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый 
из сих сам не считал себя достойным сего...». «И прострет к нам 
руце Свои и припадем... и все поймем... Господи, да приидет Царствие 
Твое!» Эта сцена имеет и композиционное, и смысловое 
значение. Впервые звучит имя Сони, которая в дальнейшем будет 
противопоставлена Раскольникову. Сам же Родион размышляет о бесплодности 
жертвы. (II) 
Письмо матери заставляет героя пережить эмоциональное потрясение. 
  Его сестра Дуня готова пожертвовать собой, продавшись презренному 
Лужину. Имя Сони опять вспоминается Раскольникову: 
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!». 
  И эта жертва ради него, а если он ее не примет, то его опять ждет 
нищета, голод... Перед ним остро стоит выбор: смириться со своей 
жизнью или же изменить ее... Христианская вера проповедует смирение, 
в сцене с Мармеладовым он это ясно услышал, но смирение и жертва, 
он в этом уверен, ведет к гибели. Что делать? Разве человек не имеет 
права на жизнь? «Нарушить старый моральный закон - нравственно, 
а разве погубить себя - нравственно?» 
Письмо матери - поворотный пункт в судьбе героя. Оно измучило 
его. Раскольников был потрясен историей своей сестры. Сама жизнь 
требует от него решительных действий. До сих пор он лишь лежал 
на диване и размышлял над своей абстрактной идеей, атеперь эта идея 
явилась перед ним в каком-то новом, незнакомом для него и грозном 
свете. «Давным-давно зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, 
созрела и концентрировалась, приняла форму ужасного, дикого и фантастического 
вопроса». Мечтатель был застигнут врасплох... «Ему 
стукнуло в голову и потемнело в глазах». Идея начинает действовать 
на «натуру», т. е. на доброе начало в человеке. Абстрактная мечта 
постепенно овладевает сознанием. (III, IV) 
Сон о лошади. Композиционно он следует после письма матери 
и раздумий героя о своем выборе. Во сне реализуется неприятие 
героем жестокости. Символически это неприятие представлено в сцене 
избиения лошади. Глазами ребенка герой увидел жестокое убийство... 
  Миколка бьет старую лошадь по глазам оглоблей, а затем 
приканчивает ее ломом. Маленький Родион «...плачет. Сердце 
в нем поднимается, слезы текут... С криком пробивается он сквозь 
толпу к Савраске, обхватывает ее мертвую окровавленную морду 
и целует ее, целует ее в глаза, в губы». Родиона охватывает мистический 
ужас. Впервые он видит свою идею не как абстрактный знак, 
а как .. .убийство, как пролитую кровь. И он в ужасе отшатывается. 
  И он будет также убивать., возьмет топор, ударит по голове, будет 
скользить в липкой, теплой крови... И он отрекается от своей мечты: 
«Господи! - молвил он, - покажи мне путь мой, и я отрекаюсь от 
этой проклятой...мечты моей!» 
«Натура» выбрасывает из себя яд-идею о преступлении, и геройраду- 
ется освобождению: «Свобода! Свобода!», но победа добра непрочна. 
  Слишком долго герой вынашивал свою идею в комнате, похожей на 
гроб, лежа на диване. Она успела проникнуть в подсознание, и герой 
уже не может управлять своей жизнью. Он теперь во власти таинственных 
случаев, которые неотвратимо подводят его к дому жертвы, 
где он и совершает убийство старухи-процентщицы. Случайно попадает 
он на Сенную и случайно узнает, что в семь часов старуха 
будет одна. «Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; 
но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него 
более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно 
». (V) 
В день убийства он действует бессознательно, механически. Все 
происходит как будто случайно: топор он берет не на кухне, как заранее 
наметил, а в дворницкой, случайно убивает Лизавету, потому что 
случайно забыл запереть дверь. Да и ограбить он не сумел. «Он, как 
в бреду... Он плохо помнил себя. Он не спал, но был в забытьи... Клочки 
и обрывки каких-то мыслей так и кишили в его голове; но он ни 
одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, несмотря 
даже на усилия...». 
  Само убийство было совершено помимо его воли: «Силы его тут 
как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась 
в нем сила». Откуда она, эта сила, возникшая помимо его воли? 
Природа этой силы - демоническая. (VI) 
Убийством заканчивается первая часть, но читатель не знает 
подлинной причины преступления.

Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 600 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz