( Часть I ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание» Точно указывается время действия - начало июля. Автор начинает свое повествование с интригующего интереса, который вызывает молодой человек. Бедный студент боится своей квартирной хозяйки, он беден и плохо одет, ктому же находится в болезненном состоянии. Он идет к ростовщице заложить часы и говорит о каком-то деле: «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь... Ну, зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Слово «убийство» не произносится. Здесь же дается портрет героя: «Кстати, он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Прекрасный портрет молодого человека, одетого в лохмотья, дополняет психологический облик города, в котором «зародилась безобразная мечта», - о ней читатель еще не знает. Выйдя от старухи-процентщицы, Раскольников восклицает: «О Боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!... Ия, целый месяц...» На первых же страницах герой предстает перед читателями в каком- то странном напряженном состоянии, он размышляет о каком-то деле, ужасается способности своего сердца решиться на что-то грязное. (I) Далее следует трактирная сцена с Мармеладовым. Именно Рас- кольникову бедный пьяненький чиновник Мармеладов рассказывает историю своей жизни. Впервые Раскольников слышит о Соне, о ее жертве. Соня пошла на панель, чтобы спасти семью своего отца: мачеху с ее тремя детьми. В самоуничижении бедного чиновника Раскольников слышит о Страшном суде и о смирении:«.. .потому их приемлю, разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...». «И прострет к нам руце Свои и припадем... и все поймем... Господи, да приидет Царствие Твое!» Эта сцена имеет и композиционное, и смысловое значение. Впервые звучит имя Сони, которая в дальнейшем будет противопоставлена Раскольникову. Сам же Родион размышляет о бесплодности жертвы. (II) Письмо матери заставляет героя пережить эмоциональное потрясение. Его сестра Дуня готова пожертвовать собой, продавшись презренному Лужину. Имя Сони опять вспоминается Раскольникову: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!». И эта жертва ради него, а если он ее не примет, то его опять ждет нищета, голод... Перед ним остро стоит выбор: смириться со своей жизнью или же изменить ее... Христианская вера проповедует смирение, в сцене с Мармеладовым он это ясно услышал, но смирение и жертва, он в этом уверен, ведет к гибели. Что делать? Разве человек не имеет права на жизнь? «Нарушить старый моральный закон - нравственно, а разве погубить себя - нравственно?» Письмо матери - поворотный пункт в судьбе героя. Оно измучило его. Раскольников был потрясен историей своей сестры. Сама жизнь требует от него решительных действий. До сих пор он лишь лежал на диване и размышлял над своей абстрактной идеей, атеперь эта идея явилась перед ним в каком-то новом, незнакомом для него и грозном свете. «Давным-давно зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, созрела и концентрировалась, приняла форму ужасного, дикого и фантастического вопроса». Мечтатель был застигнут врасплох... «Ему стукнуло в голову и потемнело в глазах». Идея начинает действовать на «натуру», т. е. на доброе начало в человеке. Абстрактная мечта постепенно овладевает сознанием. (III, IV) Сон о лошади. Композиционно он следует после письма матери и раздумий героя о своем выборе. Во сне реализуется неприятие героем жестокости. Символически это неприятие представлено в сцене избиения лошади. Глазами ребенка герой увидел жестокое убийство... Миколка бьет старую лошадь по глазам оглоблей, а затем приканчивает ее ломом. Маленький Родион «...плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут... С криком пробивается он сквозь толпу к Савраске, обхватывает ее мертвую окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы». Родиона охватывает мистический ужас. Впервые он видит свою идею не как абстрактный знак, а как .. .убийство, как пролитую кровь. И он в ужасе отшатывается. И он будет также убивать., возьмет топор, ударит по голове, будет скользить в липкой, теплой крови... И он отрекается от своей мечты: «Господи! - молвил он, - покажи мне путь мой, и я отрекаюсь от этой проклятой...мечты моей!» «Натура» выбрасывает из себя яд-идею о преступлении, и геройраду- ется освобождению: «Свобода! Свобода!», но победа добра непрочна. Слишком долго герой вынашивал свою идею в комнате, похожей на гроб, лежа на диване. Она успела проникнуть в подсознание, и герой уже не может управлять своей жизнью. Он теперь во власти таинственных случаев, которые неотвратимо подводят его к дому жертвы, где он и совершает убийство старухи-процентщицы. Случайно попадает он на Сенную и случайно узнает, что в семь часов старуха будет одна. «Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно ». (V) В день убийства он действует бессознательно, механически. Все происходит как будто случайно: топор он берет не на кухне, как заранее наметил, а в дворницкой, случайно убивает Лизавету, потому что случайно забыл запереть дверь. Да и ограбить он не сумел. «Он, как в бреду... Он плохо помнил себя. Он не спал, но был в забытьи... Клочки и обрывки каких-то мыслей так и кишили в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, несмотря даже на усилия...». Само убийство было совершено помимо его воли: «Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила». Откуда она, эта сила, возникшая помимо его воли? Природа этой силы - демоническая. (VI) Убийством заканчивается первая часть, но читатель не знает подлинной причины преступления.