( Часть II ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание» После преступления. Достоевский подробно исследует воздействие убийства на душу преступника. «В первое мгновение он думал, что с ума сойдет. Страшный холод охватил его; но холод был и от лихорадки, которая уже давно началась с ним во сне». Он ведет себя по меньшей мере странно для настоящего преступника. Не знает, что делать с награбленным, ужасается своей недогадливости. У него начинается нервная горячка. «Уверенность, что все, даже память, даже простое соображение начинают оставлять его, начинала нестерпимо его мучить. Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает?» Он впадает в забытье, и его будит стук в дверь. Принесли повестку о неоплаченном долге. Но Раскольников очень плохо понимает, что происходит в реальности, он в полубредовом состоянии и не может отреагировать как нормальный человек. Он смеется, но смех скоро сменяется отчаянием. Его все время занимает мысль о старухиных вещах. По дороге в контору, идя по улице, Раскольников думает, что его преступление раскрыто, и собирается встать на колени и во всем признаться. В конторе его нервы не выдерживают, и он падает в обморок, и это - роковой момент в его судьбе; убийца привлекает внимание Заметова, и тот потом рассказывает о странном студенте следователю Порфирию Петровичу. Обморок напугал Раскольникова. "Обыск, обыск, сейчас обыск! - повторял он про себя, торопясь дойти, - разбойники! Подозревают!" Давешний страх опять охватил его всего, с ног до головы». (I) Боясь быть узнанным, убийца решил спрятать награбленное. Он прячет все под камень, радуясь, что избавился от улик. Но радость быстро сменяется мрачными мыслями и какой-то озлобленностью. Но в следующий момент Раскольников был изумлен одной простой мыслью: почему он ни разу не заглянул в кошелек? Состояние преступника переходит в новую фазу - он чувствует отвращение ко всему. «Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное». Раскольников, сам не понимая, что он делает, заходит к своему товарищу по университету Разумихину, но сразу же ощущает невозможность видеть его. Он бежит прочь от Разумихина. Оказавшись на улице после неприятного случая, происшедшего с ним, Раскольников невольно обернулся в сторону Исаакиевского собора. «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом глухим и немым полна была для него эта пышная картина...» Блистательный Петербург врывается резким контрастом в нищую жизнь бедного студента... «Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Он снова впадает в беспамятство, находится между сном и явью, видит сон о том, как избивают хозяйку. «Страх как лед обложил душу, замучил его, окоченил его...» Энергия убийства проникает в душу Раскольникова, мучает его. (II) Достоевский вводит своего героя в беспамятство и болезнь на три дня, на четвертый день он пришел в себя. В жилище Раскольникова, маленькой комнатушке, похожей на гроб, около него собрались Зосимов, Разумихин, Настасья, все обеспокоены его болезненным состоянием. Появление Лужина, жениха Дуни, чопорного, немолодого господина, было задумано писателем с определенной целью. Одна из идей романа - разоблачение «гуманного убийства» ради дальнейшего блага человечества - проходит проверку на разных уровнях человеческого сознания. Лужин - «двойник» Раскольникова. Лужину, нечистому дельцу и капиталисту, Достоевский поручает защиту прогресса «во имя науки и экономической правды». Он проповедует: «Наука говорит: возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано... Экономическая правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело...» Но вот заходит разговор об убийстве старухи-процентщицы, и Лужин возмущается растущей безнравственностью в обществе. Но вмешавшийся в разговор Раскольников дает однозначную оценку «экономической теории» Лужина:« - Да об чем вы хлопочете, - неожиданно вмешался в разговор Раскольников, - по вашей же вышло теории!- Как так по моей теории? - А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Этим спором Достоевский полемизирует с «теорией разумного эгоизма», выведенной Чернышевским в романе «Что делать?», доказывая, что преступление есть «лишь доведенная до последствий «теория разумного эгоизма». Раскольникову все неприятны, он хочет остаться один, он «как будто ножницами отрезал себя от всех и всего». Он кричит Лужину: «Убирайтесь к черту!», авсем остальным: «Оставьте, оставьте меня все! - в исступлении вскричал Раскольников. - Да оставите ли вы меня, наконец, мучители! Я вас не боюсь! Я никого, никого теперь не боюсь! Прочь от меня! Я один хочу быть, один, один, один!» В этот момент рождается новое сознание, сознание гордой, сильной, но и трагически одинокой личности. (V) Раскольников вышел на улицу. «Странное дело: казалось, он вдруг стал совершенно спокоен; не было ни полоумного бреду, как давеча, ни страху, как во все последнее время. Это была первая минута какого- то странного, внезапного спокойствия». Герой уже другой, он чувствует себя сильным, ему ничего не страшно, он спокойно разговаривает на улице, но где-то внутри чувствует, что его подозревают, - и уже не боится, а с упоением бросается в борьбу. Встретив Заметова в трактире, вдруг неожиданно дерзко говорит ему: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Он весь дрожал «от какого-то дикого истерического ощущения, в котором между тем была часть нестерпимого наслаждения...» Он идет в дом старухи, пробует колокольчик, спрашивает про кровь, затем сообщает дворнику свое имя и свой адрес. (VI) На улице он становится свидетелем гибели чиновника Мармела- дова, попавшего под колеса экипажа. Назвав себя его знакомым, он помогает отнести тело на квартиру чиновника. Он принимает самое сострадательное участие в этом деле, дает деньги. Раскольников впервые видит Соню. «Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Глаза Сони голубого цвета- цвета неба, символа чистоты. Раскольников становится свидетелем смерти Мармеладова и горя всей семьи. В нем просыпается искреннее сострадание, он отдает им свои деньги. Но именно после сцены со смертью Мармеладова в Раскольни- кове пробуждается неведомая сила: «Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!... Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и - довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и... и воли, и силы... и посмотрим теперь! Померяемся теперь! - прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе и вызывая ее. - А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства! ». В этих словах слышится вызов Року. Родился «новый человек», «старый» - уже умер. Родился новый дух, покоривший «натуру», естественного человека, который только что проявил милосердие к семейству Мармеладовых. Дома его ждал сюрприз - приехали мать и сестра. «Но он стоял как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли... Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке». (VII)