( Часть IV ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание» Раскольников просыпается от страшного сна.. .и перед ним стоит Свидригайлов. Сначала Родиону кажется, что перед ним - продолжение сна. Сам Раскольников трагически расколот - и его фамилия говорит об этом. Раскол - в нем самом. Его сердце - арена борьбы добра и зла. «Сильный» человек борется с гуманистом, цепляющимся за «натуру». Свидригайлов - тот же Раскольников, вернее, его «двойник». Путь Свидригайлова - путь человека, свободного от всякой морали. Между ними метафизическое сходство. «Между нами есть какая-то точка общая, - говорит «двойник»... - Мы одного поля ягоды». Свидригайлов говорит о вечности, которая ему мерещится в виде деревенской бани с пауками. Раскольникову он неприятен, но вводится в роман для того, чтобы столкнуть Родиона с моралью «вседозволенности », моралью «сильного» человека. Теория Раскольникова о двух разрядах людей, где «сильный право имеет», получает свое освещение на примере жизни Свидригайлова. Он - сладострастник, на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки. Свидригайлов последовательнее Раскольникова на пути зла, для него добро и зло относительны, все позволено... и все безразлично. Дойдя до определенной точки, Свидригайлов уже ничего не хочет от жизни. Скука и пошлость! И ему скучно: он был карточным шулером, сидел в тюрьме, потом продал себя за тридцать тысяч (тридцать серебреников) своей покойной жене. Может быть, он полетит на воздушном шаре или отправится в экспедицию на Северный полюс - ему все равно. Ему являются привидения, но... у него свежий цвет лица. Свидригайлов поставлен рядом с Раскольниковым как его темный двойник, и встреча с двойником - новый этап сознания героя. (I) Далее Раскольников идет на встречу с Лужиным по приглашению Дуни. Еще один «сильный» человек терпит фиаско на глазах у своей невесты и, что особенно важно, в присутствии Раскольникова. Лужин проявил себя в этой сцене как человек низкий и недостойный, прямо намекая на то, что он ждет благодарности от семейства за свое предложение. Ему указали на дверь, и «сильный» человек «вышел, и, уж конечно, редко кто-нибудь уносил на кого в своем сердце столько злобной ненависти, сколько этот человек на Раскольникова». Авторские ремарки разоблачают тщеславие и гордыню Лужина. «Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал он о женитьбе, но все прикапливал денег и ждал. Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его - спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному... Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!» Если человек имеет власть, то он должен обязательно ее употребить, чтобы унизить другого. (II, III) Раскольников пошел к Соне, это был первый его визит. Комната, в которой жила Соня, была уродлива. Вообще, Достоевский использует в романе много символики. В частности, комнаты, в которых живут его герои, символизируют их судьбу. Комната Раскольникова похожа на гроб, и он заживо похоронил себя в ней. Уродливая комната Сони тоже отражает ее исковерканную судьбу, но три окна указывают на обращенность Сони к свету. Блудница и убийца сошлись за чтением величайшей книги, Библии. Раскольников выбирает для чтения евангельский сюжет о воскресении Лазаря. Идеологически эта сцена противопоставлена сцене со Свидригайловым, «баня с пауками» - воскресению Лазаря. Свид- ригайлов показывает, что путь «сверхчеловека» ведет к скуке небытия, Соня указывает на другой путь, открывает образ Того, Кто сказал: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». Раскольников в буквальном смысле заставляет Соню читать евангельский сюжет, хотя в то же время убежден в том, что жертва Сони и ее страдания бесполезны. Эти страницы романа - ключ к пониманию главной идеи: «воскрешение падшего человека». Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления и до полного его возрождения. Родные скорбят об умершем Лазаре, но не могут своими слезами и стенаниями оживить его. И тут приходит Христос, Тот, Кто может совершить чудо. Он воскрешает Лазаря, точно так же он может воскресить и нравственно мертвого Раскольникова. Связь между Раскольниковым и Лазарем очевидна. «Соня, читая строку: ...ибо четыре дня, как во гробе» энергично ударила на слово «четыре». Это замечание выделено Достоевским - чтение про Лазаря происходит через четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу становятся равносильны четырем дням нравственной смерти Раскольникова. Читая евангельские строки, Соня верит, что «и он, он - ослепленный и неверующий, он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да сейчас же, теперь же». Но Раскольников не уверовал, а только убедился, что Соня - сумасшедшая, если верит в воскресение четырехдневного мертвеца. «Ты загубила жизнь... свою (это все равно)», - говорит он ей. «Что же, что же делать? - истерически плача и ломая руки, повторяла Соня. - Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только; и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь... Свобода и власть, а главное, власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!» Чтение Евангелия вызывает в нем приступ злобы и взрыв гордыни. Воскресению он противопоставляет разрушение, образу Христа - человекобога. (IV) Во второй встрече с Порфирием Петровичем Раскольников ведет себя очень настороженно, зорко следит за каждым словом следователя. Поединок проходит в напряженнейшей атмосфере. Следователь подробно анализирует его поведение после убийства и доказывает ему, что психологически он подходит под убийцу. Ненависть Раколь- никова растет с каждой минутой. Наконец он не выдерживает. «Лжешь ты все, - завопил Раскольников, - лжешь, полишинель проклятый. .. Ты лжешь и дразнишь меня, чтоб я себя выдал!». Но тут происходит неожиданное. Следователь хотел изобличить убийцу показаниями мещанина, но вместо этого красильщик Миколка признается в убийстве старухи. Порфирий Петрович ничего не смог доказать. Выйдя от следователя, Раскольников издевается над « психологией о двух концах», которой его мучил Порфирий Петрович. «Теперь мы еще поборемся, - с злобною усмешкой проговорил он, сходя с лестницы.» Злоба же относилась к нему самому; он с пре- зрением и стыдом вспоминал о своем «малодушии». (V, VI)