Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 05.01.2025, 07:15

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

преступление и наказание 4
( Часть IV ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»
  Раскольников просыпается от страшного сна.. .и перед 
ним стоит Свидригайлов. Сначала Родиону кажется, что перед ним - 
продолжение сна. Сам Раскольников трагически расколот - и его 
фамилия говорит об этом. Раскол - в нем самом. Его сердце - арена 
борьбы добра и зла. «Сильный» человек борется с гуманистом, 
цепляющимся за «натуру». Свидригайлов - тот же Раскольников, 
вернее, его «двойник». Путь Свидригайлова - путь человека, свободного 
от всякой морали. Между ними метафизическое сходство. 
  «Между нами есть какая-то точка общая, - говорит «двойник»... - Мы 
одного поля ягоды». 
  Свидригайлов говорит о вечности, которая ему мерещится в виде 
деревенской бани с пауками. Раскольникову он неприятен, но вводится 
в роман для того, чтобы столкнуть Родиона с моралью «вседозволенности 
», моралью «сильного» человека. Теория Раскольникова 
о двух разрядах людей, где «сильный право имеет», получает свое 
освещение на примере жизни Свидригайлова. Он - сладострастник, 
на его совести страшные преступления: убийство жены, самоубийство 
слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки. 
  Свидригайлов последовательнее Раскольникова на пути зла, для него 
добро и зло относительны, все позволено... и все безразлично. Дойдя 
до определенной точки, Свидригайлов уже ничего не хочет от жизни. 
  Скука и пошлость! И ему скучно: он был карточным шулером, сидел 
в тюрьме, потом продал себя за тридцать тысяч (тридцать серебреников) 
своей покойной жене. Может быть, он полетит на воздушном 
шаре или отправится в экспедицию на Северный полюс - ему все 
равно. Ему являются привидения, но... у него свежий цвет лица. 
  Свидригайлов поставлен рядом с Раскольниковым как его темный 
двойник, и встреча с двойником - новый этап сознания героя. (I) 
Далее Раскольников идет на встречу с Лужиным по приглашению 
Дуни. Еще один «сильный» человек терпит фиаско на глазах у своей 
невесты и, что особенно важно, в присутствии Раскольникова. Лужин 
проявил себя в этой сцене как человек низкий и недостойный, прямо 
намекая на то, что он ждет благодарности от семейства за свое предложение. 
  Ему указали на дверь, и «сильный» человек «вышел, и, уж 
конечно, редко кто-нибудь уносил на кого в своем сердце столько 
злобной ненависти, сколько этот человек на Раскольникова». 
  Авторские ремарки разоблачают тщеславие и гордыню Лужина. 
  «Дуня же была ему просто необходима; отказаться от нее для него 
было немыслимо. Давно уже, уже несколько лет, со сластию мечтал 
он о женитьбе, но все прикапливал денег и ждал. Он с упоением 
помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной 
(непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, 
благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много 
испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая 
бы всю жизнь считала его - спасением своим, благоговела перед 
ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному... Тут являлось 
даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка 
гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше 
его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно 
ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, 
а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!» Если человек 
имеет власть, то он должен обязательно ее употребить, чтобы унизить 
другого. (II, III) 
Раскольников пошел к Соне, это был первый его визит. Комната, 
в которой жила Соня, была уродлива. Вообще, Достоевский использует 
в романе много символики. В частности, комнаты, в которых 
живут его герои, символизируют их судьбу. Комната Раскольникова 
похожа на гроб, и он заживо похоронил себя в ней. Уродливая комната 
Сони тоже отражает ее исковерканную судьбу, но три окна указывают 
на обращенность Сони к свету. 
  Блудница и убийца сошлись за чтением величайшей книги, Библии. 
  Раскольников выбирает для чтения евангельский сюжет о воскресении 
Лазаря. Идеологически эта сцена противопоставлена сцене со 
Свидригайловым, «баня с пауками» - воскресению Лазаря. Свид- 
ригайлов показывает, что путь «сверхчеловека» ведет к скуке небытия, 
Соня указывает на другой путь, открывает образ Того, Кто сказал: 
«Я есмь Путь, Истина и Жизнь». 
  Раскольников в буквальном смысле заставляет Соню читать евангельский 
сюжет, хотя в то же время убежден в том, что жертва Сони 
и ее страдания бесполезны. Эти страницы романа - ключ к пониманию 
главной идеи: «воскрешение падшего человека». Смерть Лазаря 
и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления 
и до полного его возрождения. Родные скорбят об умершем 
Лазаре, но не могут своими слезами и стенаниями оживить его. И тут 
приходит Христос, Тот, Кто может совершить чудо. Он воскрешает 
Лазаря, точно так же он может воскресить и нравственно мертвого 
Раскольникова. Связь между Раскольниковым и Лазарем очевидна. 
  «Соня, читая строку: ...ибо четыре дня, как во гробе» энергично 
ударила на слово «четыре». Это замечание выделено Достоевским - 
чтение про Лазаря происходит через четыре дня после убийства 
старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу становятся равносильны 
четырем дням нравственной смерти Раскольникова. Читая евангельские 
строки, Соня верит, что «и он, он - ослепленный и неверующий, 
он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да сейчас же, теперь 
же». Но Раскольников не уверовал, а только убедился, что Соня - 
сумасшедшая, если верит в воскресение четырехдневного мертвеца. 
  «Ты загубила жизнь... свою (это все равно)», - говорит он ей. «Что 
же, что же делать? - истерически плача и ломая руки, повторяла 
Соня. 
  - Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только; и страдание 
взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь... Свобода 
и власть, а главное, власть! Над всею дрожащею тварью и над 
всем муравейником!» Чтение Евангелия вызывает в нем приступ злобы 
и взрыв гордыни. Воскресению он противопоставляет разрушение, 
образу Христа - человекобога. (IV) 
Во второй встрече с Порфирием Петровичем Раскольников ведет 
себя очень настороженно, зорко следит за каждым словом следователя. 
  Поединок проходит в напряженнейшей атмосфере. Следователь 
подробно анализирует его поведение после убийства и доказывает 
ему, что психологически он подходит под убийцу. Ненависть Раколь- 
никова растет с каждой минутой. Наконец он не выдерживает. 
  «Лжешь ты все, - завопил Раскольников, - лжешь, полишинель проклятый. 
  .. Ты лжешь и дразнишь меня, чтоб я себя выдал!». Но тут 
происходит неожиданное. Следователь хотел изобличить убийцу 
показаниями мещанина, но вместо этого красильщик Миколка признается 
в убийстве старухи. Порфирий Петрович ничего не смог 
доказать. Выйдя от следователя, Раскольников издевается над « психологией 
о двух концах», которой его мучил Порфирий Петрович. 
  «Теперь мы еще поборемся, - с злобною усмешкой проговорил он, 
сходя с лестницы.» Злоба же относилась к нему самому; он с пре- 
зрением и стыдом вспоминал о своем «малодушии». (V, VI)

Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 852 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz