Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 05.01.2025, 07:41

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Преступление и наказание 5
( Часть V) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»
  Большая часть заполнена драматической сценой поминок 
по Мармеладову. Сцена поминок - композиционный центр романа. 
  Здесь Лужин оскорбляет Соню, обвиняя ее в воровстве. I и II главы 
полны авторских ремарок, раскрывающих психологию Лужина, способного 
на подлог только для того, чтобы унизить и оскорбить Соню. 
  Он приглашает ее для того, чтобы дать на поминки по Мармеладову 
10 рублей. Наивность и бескорыстие Сони возвышают ее в глазах 
читателя. Господин Лебезятников, на квартире которого остановился 
Лужин, видел, как он незаметно положил в карман платья Сони 100 
рублей. 
  У Лужина был свой подлый расчет, он хотел через обвинение 
Сони в воровстве отплатить Раскольникову за свой позор, позор 
сильного человека, «власть имеющего». Но все тайное всегда становится 
явным. Поминки обернулись скандалом, Соня пережила позор 
и унижение, но Раскольников защищает ее. Писатель придавал 
огромное значение моменту оскорбления и унижения бедной девушки. 
  « Ему хотелось достичь полного параллелизма между судьбой героя 
и героини. Так же как и Раскольников, Соня должна стоять лично 
перед выбором», и об этом выборе будет идти речь при втором визите 
РаскольниковакСоне. 
  Катерину Ивановну квартирная хозяйка выгнала на улицу... (I-III) 
«Раскольников был деятельным и бодрым адвокатом Сони против 
Лужина, несмотря на то что сам носил столько собственного 
ужаса и страдания в душе». Эти наблюдения автора говорят в пользу 
«доброй натуры» героя, которая постоянно дает о себе знать. Но идея 
«сильного человека», раздвоившего его, не дает ему покоя. Он идет 
к Соне, чтобы получить ответ на свой вопрос и чтобы объявить ей о 
том, «кто убил Лизавету». Он спрашивает ее:«.. .Ну-с; так вот: если 
бы вдруг все это теперь на ваше решение отдали; тому или тем жить 
на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости или умирать 
Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?» 
Еще раньше Раскольников задавал себе вопрос, кому умереть- 
ему, сестре Дуне, матери, старухе - и ответил: старухе умереть. Но 
Соня отвечает ему совсем другое: «Да ведь я Божьего Промысла знать 
не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» 
Достоевский в этой сцене противопоставляет власть силы и силу 
смирения. Раскольников признается в убийстве. Он называет несколько 
причин, побудивших его совершить преступление. Автор здесь 
пытается окончательно разоблачить «сильного» человека, комментируя 
его высказывания своими ремарками и реакцией Сони. 
  Услышав признание в убийстве, Соня «как бы себя не помня,.. .- 
вскочила и, ломая руки, дошла до середины комнаты; но быстро воротилась 
и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом 
к плечу. Вдруг, точно пронзенная, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, 
сама не зная для чего, перед ним на колени». Поразительна 
реакция девушки, мгновенно почувствовавшей глубину падения 
Родиона, и так же мгновенно решившей быть с ним до конца. 
  Дальнейший разговор выявляет разные позиции героев, и мысль 
о раскаянии, как идее страдания и искупления своей вины, настойчиво 
звучит в словах «грешницы»: «Страдание принять и искупить 
себя ими, вот что надо», но гордый человек не принимает этот путь, 
он не готов к нему. Из нескольких причин, которые называет Раскольников 
(«чтоб ограбить», «хотел Наполеоном сделаться», «решил 
завладеть старухиными деньгами, употребить их... на то, чтоб совершенно 
всю новую карьеру устроить», «убил только вошь, бесполезную, 
зловредную вошь», «просто убил, для себя одного. Смогу переступить 
или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?»), самая 
последняя является основной. Она раскрывает бунт человека, не соглашающегося 
с Божьим Промыслом и стремящегося установить 
свою волю. Он признает свою ошибку в том, что сомневался в своем 
праве на власть, отсюда он делает вывод, что он такой как все. 
  «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Соня говорит ему: «Вас 
Бог поразил - дьяволу предал». И убийца соглашается: «Я и сам 
знаю, что меня черт тащил... А старушонку эту черт убил, а не я». 
  А на признание: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного» - 
Соня закричала, всплеснув руками: «Убивать? Убивать-то право 
имеете?» Соня уверовала в Христа, и именно эта вера, несмотря на 
то, что она всеми отвергнута и презираема, дает ей право жить. Именно 
эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь воскресения 
Расколышкова. Но этаже вера отталкивает убийцу. Ни в какое страдание 
и искупление он не верит. Сонина любовь вызывает в нем едкую 
ненависть. Он соглашается донести на себя, потому что он «трус 
и подлец», но он никогда не смирится и не покается. Снова вспыхивает 
в нем гордость: «Может, я еще человек, а не вошь, и поторопился 
себя осудить. Я еще поборюсь». 
  Он не хочет отказываться от своей теории силы и власти, и «Соня 
поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом». (IV) 
Уличная сцена смерти Катерины Ивановны, свидетелем которой 
становится Раскольников, была привычной для жителей мрачного 
Петербурга. Свидригайлов предлагает свою помощь семейству Мар- 
меладовых. (V)

Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 1017 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz