( Часть VI ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание» Катастрофа. Конец, гибель Раскольникова и Свидри- гайлова - мрачного двойника, их гибель автор изображает параллельно. Преступник предчувствует свой конец. Он находится в полубредовом состоянии, без цели бродит по улицам, сидит в трактире, спит в кустах. Ему душно, плохо, как человек, он не выдерживает. Приход Порфирия Петровича разрешает это напряжение. Следователь, анализируя преступление, доказывает «весь психологический процесс преступления», более того, он называет причину такого рода преступлений: «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое, когда цитируется фраза, что "кровь освежает"... Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце». Следователь очень верно проследил пути возникновения, развития теории «о двух разрядах» людей, а затем и ее реализацию. Опыт человечества (историю творят великие люди - Александр Македонский, Магомет, Ликург, Наполеон и др.), пропущенный через сознание Раскольникова, постепенно превратился в мысль об убийстве вредной и злой старухи-процентщицы. И Раскольников, внутренне обмирая, спрашивает у Порфирия Петровича: «Так кто же... убил?». «Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно был изумлен вопросом. - Как кто убил? - проговорил он, точно не веря ушам своим. - Да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с». (II). «Сильная личность» в этой сцене потерпела поражение, слишком убедительны были доводы следователя. Порфирия Петровича сменяет Свидригайлов. Именно к нему спешит Раскольников, сам не понимая, что же между ними общего. Если следователь доказывает теоретическую ошибку Раскольникова, то второй вскрывает его нравственное лицемерие. Свидригайлов издевается над щепетильностью убийцы: «...Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе! Хе! Потому что вы еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было: нечего не за свое дело браться». Сам Свидригайлов кончает жизнь самоубийством - он дошел до конца, и больше ему в этой жизни делать нечего. Раскольникову не хватило смелости наложить на себя руки. Он доносит на себя, но это не раскаяние, а малодушие. Он приходит к Соне за крестом, но приходит злой, ненавидя ее. Он все издевается, не верит в силу креста: «Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе». Но он все же выполняет то, о чем она его просит. «Он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: Я убийца!" И он весь задрожал, вспомнив это». Он действительно встал на колени на площади, «поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием...». Но он не смог сказать: «Я убийца» - насмешки окружающих людей не позволили ему это сделать. Но если бы сильна была вера в это «действо», то никакие насмешки не смогли бы ему помешать. Затем он идет в контору, не сразу... и заявляет: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». (VIII)
Эпилог. Раскольникова осудили, он на каторге уже полтора года. Соня последовала за ним, но он «мучит ее своим презрительным и грубым отношением». Изменился ли он? - «.. .Его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинять себя! Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен примириться и покориться перед «бессмыслицей» какого- то приговора, если хочет хоть сколько-нибудь успокоить себя». Как победить гордыню, являющуюся причиной трагедии? - Достоевский решает эту проблему в религиозном ключе. Однажды... «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, посмотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он ее любит, бесконечно любит ее, и что настала же, наконец, эта минута...» «Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! И он воскрес, а она - она ведь и жила только одною его жизнью!»
Послесловие. С тех пор как роман Достоевского «Преступление и наказание» был представлен на суд читателей, в литературоведении ведутся споры о философской позиции писателя, реализованной в характере главного героя. В последнее время все больше говорится о том, что христианская идея о восстановлении падшего человека дает право называть его христианским романом. «Преступление и наказание» воскрешает в форме современного романа искусство античной трагедии. История Раскольникова - новое воплощение мифа о восстании Прометея и о гибели трагического героя в борьбе с Роком. Но у Достоевского, величайшего христианского писателя, метафизический смысл мифа бездонно углублен. Последний суд над «сильным человеком» автор вручает русскому народу. Каторжники возненавидели Раскольникова. Однажды «они все разом напали на него с остервенением. - Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! - кричали ему. - Убить тебя надо!» Народный суд выражает религиозную идею романа. У Раскольникова «помутилось сердце», он перестал верить в Бога. Для Достоевского безбожие неизбежно оборачивается человекобожием. Если нет Бога, я сам Бог. «Сильный человек возжаждал освобождения от Бога - и достиг его; свобода его оказалась беспредельной. Но в беспредельности ждала его гибель: свобода от Бога раскрылась как чистый демонизм, отречение от Христа - как рабство Року. Проследив пути безбожной свободы, автор подводит нас к религиозной основе своего мировидения: нет другой свободы, кроме свободы во Христе; неверующий во Христа подвластен Року.». {Использована кн. К. Мочулъского «Достоевский. Жизнь и творчество », гл. 13 «Преступление и наказание».)