Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 05.01.2025, 07:13

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Преступление и наказание 6
( Часть VI ) Краткое содержание романа «Преступление и наказание»
  Катастрофа. Конец, гибель Раскольникова и Свидри- 
гайлова - мрачного двойника, их гибель автор изображает параллельно. 
  Преступник предчувствует свой конец. Он находится в полубредовом 
состоянии, без цели бродит по улицам, сидит в трактире, 
спит в кустах. Ему душно, плохо, как человек, он не выдерживает. 
  Приход Порфирия Петровича разрешает это напряжение. Следователь, 
анализируя преступление, доказывает «весь психологический 
процесс преступления», более того, он называет причину такого рода 
преступлений: «Тут дело фантастическое, мрачное, дело современное, 
нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое, 
когда цитируется фраза, что "кровь освежает"... Тут книжные мечты-с, 
тут теоретически раздраженное сердце». Следователь очень верно 
проследил пути возникновения, развития теории «о двух разрядах» 
людей, а затем и ее реализацию. Опыт человечества (историю творят 
великие люди - Александр Македонский, Магомет, Ликург, Наполеон 
и др.), пропущенный через сознание Раскольникова, постепенно 
превратился в мысль об убийстве вредной и злой старухи-процентщицы. 
  И Раскольников, внутренне обмирая, спрашивает у Порфирия 
Петровича: «Так кто же... убил?». «Порфирий Петрович даже отшатнулся 
на спинку стула, точно уж так неожиданно был изумлен 
вопросом. - Как кто убил? - проговорил он, точно не веря ушам 
своим. - Да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с». (II). 
  «Сильная личность» в этой сцене потерпела поражение, слишком 
убедительны были доводы следователя. Порфирия Петровича 
сменяет Свидригайлов. Именно к нему спешит Раскольников, сам 
не понимая, что же между ними общего. 
  Если следователь доказывает теоретическую ошибку Раскольникова, 
то второй вскрывает его нравственное лицемерие. Свидригайлов 
издевается над щепетильностью убийцы: «...Если же убеждены, 
что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало, 
в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! 
Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные, что ли? Вопросы 
гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? 
Хе! Хе! Потому что вы еще гражданин и человек? А коли так, так 
и соваться не надо было: нечего не за свое дело браться». 
  Сам Свидригайлов кончает жизнь самоубийством - он дошел до 
конца, и больше ему в этой жизни делать нечего. Раскольникову не 
хватило смелости наложить на себя руки. Он доносит на себя, но 
это не раскаяние, а малодушие. 
  Он приходит к Соне за крестом, но приходит злой, ненавидя ее. 
  Он все издевается, не верит в силу креста: «Это, значит, символ того, 
что крест беру на себя, хе-хе». Но он все же выполняет то, о чем она 
его просит. «Он вдруг вспомнил слова Сони: "Поди на перекресток, 
поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, 
и скажи всему миру вслух: Я убийца!" И он весь задрожал, 
вспомнив это». Он действительно встал на колени на площади, «поклонился 
до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением 
и счастием...». Но он не смог сказать: «Я убийца» - насмешки окружающих 
людей не позволили ему это сделать. Но если бы сильна 
была вера в это «действо», то никакие насмешки не смогли бы ему 
помешать. 
  Затем он идет в контору, не сразу... и заявляет: «Это я убил тогда 
старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил». (VIII) 
 
Эпилог. Раскольникова осудили, он на каторге уже полтора года. 
  Соня последовала за ним, но он «мучит ее своим презрительным и 
грубым отношением». Изменился ли он? - «.. .Его гордость сильно 
была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив 
он был, если бы мог сам обвинять себя! Он бы снес тогда все, 
даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть 
его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, 
кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться. 
  Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, 
безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, 
и должен примириться и покориться перед «бессмыслицей» какого- 
то приговора, если хочет хоть сколько-нибудь успокоить себя». 
  Как победить гордыню, являющуюся причиной трагедии? - 
Достоевский решает эту проблему в религиозном ключе. 
  Однажды... «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то 
как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал 
ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все 
лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, посмотрела 
на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось 
бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, 
что он ее любит, бесконечно любит ее, и что настала же, наконец, 
эта минута...» 
«Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет; 
а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного 
счастья! И он воскрес, а она - она ведь и жила только одною его 
жизнью!» 
 
Послесловие. С тех пор как роман Достоевского «Преступление 
и наказание» был представлен на суд читателей, в литературоведении 
ведутся споры о философской позиции писателя, реализованной 
в характере главного героя. В последнее время все больше говорится 
о том, что христианская идея о восстановлении падшего человека 
дает право называть его христианским романом. 
  «Преступление и наказание» воскрешает в форме современного 
романа искусство античной трагедии. История Раскольникова - новое 
воплощение мифа о восстании Прометея и о гибели трагического 
героя в борьбе с Роком. Но у Достоевского, величайшего христианского 
писателя, метафизический смысл мифа бездонно углублен. 
  Последний суд над «сильным человеком» автор вручает русскому 
народу. Каторжники возненавидели Раскольникова. Однажды «они 
все разом напали на него с остервенением. - Ты безбожник! Ты в Бога 
не веруешь! - кричали ему. - Убить тебя надо!» 
Народный суд выражает религиозную идею романа. У Раскольникова 
«помутилось сердце», он перестал верить в Бога. Для Достоевского 
безбожие неизбежно оборачивается человекобожием. Если 
нет Бога, я сам Бог. «Сильный человек возжаждал освобождения от 
Бога - и достиг его; свобода его оказалась беспредельной. Но в беспредельности 
ждала его гибель: свобода от Бога раскрылась как чистый 
демонизм, отречение от Христа - как рабство Року. Проследив пути 
безбожной свободы, автор подводит нас к религиозной основе своего 
мировидения: нет другой свободы, кроме свободы во Христе; неверующий 
во Христа подвластен Року.». 
  {Использована кн. К. Мочулъского «Достоевский. Жизнь и творчество 
», гл. 13 «Преступление и наказание».)

Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 950 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz