Сочинение "Проблемы добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание"
Всю жизнь Ф. М. Достоевский напряженно искал решение проблем, связанных с противостоянием добра и зла в мире и в душе человека. Что есть добро и что есть зло? Как бороться со злом? Как вступить на путь добра и не сбиться с него? Знакомясь с биографией Достоевского, видишь, каким сложным и трудным был для писателя поиск ответов на вечные вопросы - о смысле жизни, человеческом счастье. Первоначально Достоевский увлекся социально-утопическими теориями, был арестован за участие в кружке Петрашевского. Писатель пережил несколько минут в уверенности, что сейчас его казнят, но уже на эшафоте приговоренным к смерти объявили о смягчении приговора: казнь заменили каторгой. В остроге Достоевский переживает духовный переворот и возвращается в Петербург глубоко верующим человеком. Несмотря на тяжелую неизлечимую болезнь, долгую личную неустроенность, безденежье, он создает один за другим гениальные романы, в которых продолжает вместе со своими героями поиск истины. В романе «Преступление и наказание» проблемы добра и зла заострены до предела: главный герой, Родион Раскольников, борется с несправедливостью окружающего мира преступным способом, считая, что зло можно победить еще большим злом. Против чего же восстает Раскольников? Его не устраивает социальный порядок, при котором богатые ничтожные люди «унижают и оскорбляют» несчастных бедняков. Раскольников был вынужден из-за безденежья оставить учебу на юридическом факультете университета. Он не хочет, как оказавшийся в таком же положении его приятель Разуми- хин, перебиваться случайными заработками в надежде на будущее. Раскольников не может понять, почему он должен годами выбиваться из нищеты, в то время как рядом живет «никчемная и злобная» старуха-процентщица, богатство которой спасло бы множество молодых жизней, а пойдет после ее смерти в монастырь. У главного героя, размышляющего о Магомете, Наполеоне, созревает целая теория о людях «избранных» и «тварях дрожащих». Первые могут позволить себе пролить кровь, не мучаясь угрызениями совести, потому что они двигают человечество по пути прогресса, а вторые - просто «масса», инструмент в руках «избранных». И вот благородного и сострадательного по натуре своей Раскольни- кова начинает затягивать «механизм» бесчеловечной логики. Ему кажется, что все моральные преграды - выдумка слабых людей, он же принадлежит к «избранным» и сможет перешагнуть через кровь ради благой цели. Масла в огонь его размышлений подливают совпавшие «одно к другому» события. Из письма матери Раскольников узнает о несправедливостях, выпавших на долю его сестры Дуни. Гордой девушке пришлось вытерпеть обиды в семье помещика Свидригайлова, начавшего ухаживать за молодой гувернанткой. Она готова выйти замуж за Лужина, немолодого, нелюбимого, но богатого человека, и Родион понимает, что сестра хочет принести себя в жертву семье. Почти одновременно Раскольников узнает о существовании семьи Мармеладовых, в которой отчаянная нужда толкнула старшую дочь Соню на путь проституции. В сознании главного героя совмещаются судьбы сестры и Сони Мармеладовой: готовящееся замужество Дуни представляется Родиону еще более гадким, чем Сонино «ремесло». Раз общество допускает существование голодающих детей, проституцию, женское бесправие, Раскольников решает отбросить мораль этого общества и творить добро при помощи зла. Раскольников совершает убийство, но результат оказывается неожиданным: за преступлением сразу же следует наказание, хотя до ареста, суда и каторги еще далеко. Раскольников карает себя сам: логические построения, оправдывавшие средства целью, разрушились, и главный герой остается наедине со своей совестью. Оправдания исчезли, потому что герой убивает еще и случайную жертву - безответную сестру старухи Лизавету, а ведь ради таких, как она, шел он на преступление. Быть «избранным» оказывается невыносимо тяжело - чистая, но заблудшая душа Родиона не может нести такой груз. Убийца не в силах общаться с родными, он чувствует, что сам ничуть не лучше Лужина или Свидригайлова. Раскольников выбирает грешницу Соню Мармеладову в наперсницы и признается ей в совершении преступления. Вспомним, что на каторге Достоевский пережил духовный переворот, обрел веру. По такому же пути проходит и его герой при помощи христианки Сони. Она жалеет Раскольникова и убеждает его пострадать на каторге, чтобы снять с души грех. Чтение притчи о Лазаре символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова. Всем своим романом Достоевский доказывает, что цель не может оправдать средства: кровь порождает кровь, зло только увеличивает зло. Счастье одного или многих не может быть построено путем насилия. Наказание ждет преступника не только на суде общественном, но прежде всего - на суде его совести. Только христианским долготерпением и самоусовершенствованием можно увеличиь добро в этом мире.