Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пятница, 03.01.2025, 02:24

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Сочинение "Проблемы добра и зла в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание"
Всю жизнь Ф. М. Достоевский напряженно искал решение проблем, 
связанных с противостоянием добра и зла в мире и в душе 
человека. Что есть добро и что есть зло? Как бороться со злом? Как 
вступить на путь добра и не сбиться с него? Знакомясь с биографией 
Достоевского, видишь, каким сложным и трудным был для писателя 
поиск ответов на вечные вопросы - о смысле жизни, человеческом 
счастье. Первоначально Достоевский увлекся социально-утопическими 
теориями, был арестован за участие в кружке Петрашевского. 
  Писатель пережил несколько минут в уверенности, что сейчас его 
казнят, но уже на эшафоте приговоренным к смерти объявили о смягчении 
приговора: казнь заменили каторгой. В остроге Достоевский 
переживает духовный переворот и возвращается в Петербург глубоко 
верующим человеком. Несмотря на тяжелую неизлечимую болезнь, 
долгую личную неустроенность, безденежье, он создает один за другим 
гениальные романы, в которых продолжает вместе со своими 
героями поиск истины. 
  В романе «Преступление и наказание» проблемы добра и зла заострены 
до предела: главный герой, Родион Раскольников, борется 
с несправедливостью окружающего мира преступным способом, 
считая, что зло можно победить еще большим злом. Против чего же 
восстает Раскольников? Его не устраивает социальный порядок, при 
котором богатые ничтожные люди «унижают и оскорбляют» несчастных 
бедняков. Раскольников был вынужден из-за безденежья оставить 
учебу на юридическом факультете университета. Он не хочет, 
как оказавшийся в таком же положении его приятель Разуми- 
хин, перебиваться случайными заработками в надежде на будущее. 
  Раскольников не может понять, почему он должен годами выбиваться 
из нищеты, в то время как рядом живет «никчемная и злобная» 
старуха-процентщица, богатство которой спасло бы множество молодых 
жизней, а пойдет после ее смерти в монастырь. 
  У главного героя, размышляющего о Магомете, Наполеоне, созревает 
целая теория о людях «избранных» и «тварях дрожащих». 
  Первые могут позволить себе пролить кровь, не мучаясь угрызениями 
совести, потому что они двигают человечество по пути прогресса, 
а вторые - просто «масса», инструмент в руках «избранных». 
  И вот благородного и сострадательного по натуре своей Раскольни- 
кова начинает затягивать «механизм» бесчеловечной логики. Ему 
кажется, что все моральные преграды - выдумка слабых людей, 
он же принадлежит к «избранным» и сможет перешагнуть через 
кровь ради благой цели. Масла в огонь его размышлений подливают 
совпавшие «одно к другому» события. 
  Из письма матери Раскольников узнает о несправедливостях, 
выпавших на долю его сестры Дуни. Гордой девушке пришлось 
вытерпеть обиды в семье помещика Свидригайлова, начавшего 
ухаживать за молодой гувернанткой. Она готова выйти замуж за Лужина, 
немолодого, нелюбимого, но богатого человека, и Родион понимает, 
что сестра хочет принести себя в жертву семье. Почти одновременно 
Раскольников узнает о существовании семьи Мармеладовых, 
в которой отчаянная нужда толкнула старшую дочь Соню на путь 
проституции. В сознании главного героя совмещаются судьбы сестры 
и Сони Мармеладовой: готовящееся замужество Дуни представляется 
Родиону еще более гадким, чем Сонино «ремесло». Раз общество 
допускает существование голодающих детей, проституцию, 
женское бесправие, Раскольников решает отбросить мораль этого 
общества и творить добро при помощи зла. 
  Раскольников совершает убийство, но результат оказывается неожиданным: 
за преступлением сразу же следует наказание, хотя до 
ареста, суда и каторги еще далеко. Раскольников карает себя сам: 
логические построения, оправдывавшие средства целью, разрушились, 
и главный герой остается наедине со своей совестью. Оправдания 
исчезли, потому что герой убивает еще и случайную жертву - 
безответную сестру старухи Лизавету, а ведь ради таких, как она, 
шел он на преступление. Быть «избранным» оказывается невыносимо 
тяжело - чистая, но заблудшая душа Родиона не может нести 
такой груз. Убийца не в силах общаться с родными, он чувствует, 
что сам ничуть не лучше Лужина или Свидригайлова. Раскольников 
выбирает грешницу Соню Мармеладову в наперсницы и признается 
ей в совершении преступления. 
  Вспомним, что на каторге Достоевский пережил духовный переворот, 
обрел веру. По такому же пути проходит и его герой при помощи 
христианки Сони. Она жалеет Раскольникова и убеждает его 
пострадать на каторге, чтобы снять с души грех. Чтение притчи о Лазаре 
символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова. 
  Всем своим романом Достоевский доказывает, что цель не может 
оправдать средства: кровь порождает кровь, зло только увеличивает 
зло. Счастье одного или многих не может быть построено путем 
насилия. Наказание ждет преступника не только на суде общественном, 
но прежде всего - на суде его совести. Только христианским 
долготерпением и самоусовершенствованием можно увеличиь добро 
в этом мире.

Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 1608 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz