Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пятница, 03.01.2025, 01:58

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Сочинение "Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова"
"Нравственная смерть и духовное 
возрождение Раскольникова в романе 
Ф. М. Достоевского «Преступление 
и наказание».  
Мастерство писателя 
в раскрытии драмы «падшего человека»" 
 
Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его 
произведения проникнуты духом православия. В них доказывается 
неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных 
законов и законов божественных, христианских. А главная идея 
его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский 
пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении 
к новой жизни, жизни в любви и добродетели. 
  Идея возможности воскресения «падшего» человека является 
основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название 
несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости 
расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло 
всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует 
закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления, 
которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман. 
  Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между 
добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости, 
ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос 
света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если 
Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со 
злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней 
между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между 
началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает 
почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский 
с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед 
читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная 
в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет 
бедного студента, а затем, набирая все большую и большую 
силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую 
немедленного воплощения в жизнь. 
  Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека, 
не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах первой 
части романа, развертывает перед читателем картину постепенного 
превращения мечты в навязчивую идею. И Раскольников теряет свободу 
- становится рабом. Иногда он спрашивает себя: «... да неужели 
ж, неужели я в самом деле возьму топор...» Доброе начало не 
могло позволить убить, да и сам Раскольников не верил, что выполнит 
свой злой замысел. Но он раб и должен повиноваться. 
  Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения, 
но только когда сам человек захочет этого. 
  Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось 
преступление. Встреча с Мармеладовым, который говорит 
о Страшном Суде и о прощении смиренных: «... потому их приемлю, 
разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам 
не считал себя достойным сего...», «И прострет к нам руце Свои 
и мы припадем... и все поймем... Господи, да прийдет Царствие 
Твое!» Смирение противопоставлено гордости, аименно гордость приводит 
Раскольникова к идее «сверхчеловека». 
  Второе предостережение - это сон. Достоевский умело использует 
символику снов для реализации идеи романа. Сон - пророчество, 
в котором показана безжалостная идея - «Миколка, добивающий 
лошадь» и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным. 
  И в то же время во сне показана вся мерзость убийства. 
  После этого снова внутренняя борьба и почти победа совести 
и добра, но... поздно, зло пустило крепкие корни, и уже маленькому 
доброму мальчику не противостоять силам зла. И никто уже не 
может спасти его от рокового удара топором (он слышит разговор 
студента с военным, слышит, что старуха будет одна). Происходит 
окончательное падение Раскольникова. Ударом топора он отрубает 
себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть. 
  Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная, 
главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого 
греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием. 
  И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа. 
  Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень 
важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница 
и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву 
можно назвать величайшими христианскими страницами романа. 
  Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова 
после преступления до его полного возрождения. 
  В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее 
непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения! 
Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они 
не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, кто переходит 
границы возможного. Тот, кто побеждает смерть, Тот, кто воскрешает 
уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только 
Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова! 
Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает 
читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между 
Раскольниковым и Лазарем очевидна. 
  «Соня, читая строку: ".. .ибо четыре дня, как во гробе" энергично 
ударила на слово "четыре"». Это замечание Достоевский выделяет 
не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через 
четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу 
становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова. 
  А слова Марфы Иисусу: «Господи! Если бы Ты был 
здесь, не умер бы брат мой!» - так же значимы для Раскольникова, 
то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил 
бы преступления, не умер бы нравственно. 
  Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении 
всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том, 
что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота 
могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга. 
  Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно 
под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи. 
  И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень»D кажется, 
что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое 
преступление, и ты воскреснешь!» 
По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения 
души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколо- 
тость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский 
вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по 
своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено 
смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа, 
она уверовала в Него. Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми 
отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества 
и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает 
ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон. 
  И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь 
воскресения Раскольникова. 
  В образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские 
добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь 
к людям, жертвенность. Судьба Сони - это подтверждение в жизни слов 
Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут 
в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения. 
  Достоевский показывает на образе Сони, что смиренная любовь 
- великая сила. Только Соня, любящая и смиренная, смогла 
воскресить Раскольникова к жизни. Она не стремилась силою настаивать 
на своем, она не заставляла Раскольникова верить в Бога, но 
любовью, смирением, всепрощением, самоотречением и молитвой 
Соня воскресила его. Конечно же, это произошло не сразу. Достоевский 
- писатель-реалист, и его герой, сделав признание в полицейском 
участке по настоянию Сони, прямо там же возненавидел эту маленькую 
кроткую девушку. И только на каторге, спустя год, и однажды: 
«как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило 
его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам. <...> Они оба были бледны 
и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного 
будущего, полного воскресения в новую жизнь». 
  Любовь... Именно теперь наказание за преступление из непонятного 
страдания начнет, наконец, превращаться через живую любовь 
в подвиг обновления человека. И через любовь к Соне Раскольникову 
открывается новый, для него ранее неведомый мир христианских 
ценностей. Он принимает в себя Христа- верует в Него. СловаХриста, 
обращенные к Марфе: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий 
в Меня, если умрет, оживет!» - претворяются в жизнь: Раскольников 
окончательно воскресает для новой счастливой жизни в любви! 
Центральная сюжетная линия Раскольников-Соня, конечно, основная 
в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель 
включает в свой роман и дополнительные художественные средства: 
цвет, символику чисел, символику имен. Очень важное значение 
приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до 
мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание 
» нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром 
комментариев и разъяснений. 
  Все изложенное выше неоспоримо доказывает, что роман Достоевского 
«Преступление и наказание» - художественное воплощение идеи 
«восстановление падшего человека». Мастерство писателя позволило 
реализовать идею Христа об исцеляющей силе добра и любви, 
о великой роли сострадания и милосердия к «малым сим».

Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 4584 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/3 |
Всего комментариев: 1
1 1203  
0
Пускай создатель меня извинит,но сайт не очень. Текст вообще не воспринимается...белые буквы на черном фоне... Вы вообще пробовали сами читать это? ужас,лично мне не нравится...

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz