Сочинение "Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова"
"Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Мастерство писателя в раскрытии драмы «падшего человека»"
Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его произведения проникнуты духом православия. В них доказывается неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных законов и законов божественных, христианских. А главная идея его романов - идея воскресения «падшего человека». Достоевский пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении к новой жизни, жизни в любви и добродетели. Идея возможности воскресения «падшего» человека является основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название несет в себе христианскую мысль - мысль о неотвратимости расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло - зло всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления, которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман. Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости, ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет бедного студента, а затем, набирая все большую и большую силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую немедленного воплощения в жизнь. Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека, не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах первой части романа, развертывает перед читателем картину постепенного превращения мечты в навязчивую идею. И Раскольников теряет свободу - становится рабом. Иногда он спрашивает себя: «... да неужели ж, неужели я в самом деле возьму топор...» Доброе начало не могло позволить убить, да и сам Раскольников не верил, что выполнит свой злой замысел. Но он раб и должен повиноваться. Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения, но только когда сам человек захочет этого. Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось преступление. Встреча с Мармеладовым, который говорит о Страшном Суде и о прощении смиренных: «... потому их приемлю, разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...», «И прострет к нам руце Свои и мы припадем... и все поймем... Господи, да прийдет Царствие Твое!» Смирение противопоставлено гордости, аименно гордость приводит Раскольникова к идее «сверхчеловека». Второе предостережение - это сон. Достоевский умело использует символику снов для реализации идеи романа. Сон - пророчество, в котором показана безжалостная идея - «Миколка, добивающий лошадь» и в котором он (Родя - ребенок) показан сострадательным. И в то же время во сне показана вся мерзость убийства. После этого снова внутренняя борьба и почти победа совести и добра, но... поздно, зло пустило крепкие корни, и уже маленькому доброму мальчику не противостоять силам зла. И никто уже не может спасти его от рокового удара топором (он слышит разговор студента с военным, слышит, что старуха будет одна). Происходит окончательное падение Раскольникова. Ударом топора он отрубает себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть. Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная, главная идея - это воскресение падшего человека, ибо нет такого греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием. И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа. Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву можно назвать величайшими христианскими страницами романа. Смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления до его полного возрождения. В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо - чудо воскресения! Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, кто переходит границы возможного. Тот, кто побеждает смерть, Тот, кто воскрешает уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова! Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между Раскольниковым и Лазарем очевидна. «Соня, читая строку: ".. .ибо четыре дня, как во гробе" энергично ударила на слово "четыре"». Это замечание Достоевский выделяет не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова. А слова Марфы Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» - так же значимы для Раскольникова, то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил бы преступления, не умер бы нравственно. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том, что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга. Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи. И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень»D кажется, что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое преступление, и ты воскреснешь!» По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколо- тость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа, она уверовала в Него. Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон. И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь воскресения Раскольникова. В образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь к людям, жертвенность. Судьба Сони - это подтверждение в жизни слов Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения. Достоевский показывает на образе Сони, что смиренная любовь - великая сила. Только Соня, любящая и смиренная, смогла воскресить Раскольникова к жизни. Она не стремилась силою настаивать на своем, она не заставляла Раскольникова верить в Бога, но любовью, смирением, всепрощением, самоотречением и молитвой Соня воскресила его. Конечно же, это произошло не сразу. Достоевский - писатель-реалист, и его герой, сделав признание в полицейском участке по настоянию Сони, прямо там же возненавидел эту маленькую кроткую девушку. И только на каторге, спустя год, и однажды: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам. <...> Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». Любовь... Именно теперь наказание за преступление из непонятного страдания начнет, наконец, превращаться через живую любовь в подвиг обновления человека. И через любовь к Соне Раскольникову открывается новый, для него ранее неведомый мир христианских ценностей. Он принимает в себя Христа- верует в Него. СловаХриста, обращенные к Марфе: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий в Меня, если умрет, оживет!» - претворяются в жизнь: Раскольников окончательно воскресает для новой счастливой жизни в любви! Центральная сюжетная линия Раскольников-Соня, конечно, основная в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель включает в свой роман и дополнительные художественные средства: цвет, символику чисел, символику имен. Очень важное значение приобретают время и место встреч, пейзаж - все, все, буквально до мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание » нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром комментариев и разъяснений. Все изложенное выше неоспоримо доказывает, что роман Достоевского «Преступление и наказание» - художественное воплощение идеи «восстановление падшего человека». Мастерство писателя позволило реализовать идею Христа об исцеляющей силе добра и любви, о великой роли сострадания и милосердия к «малым сим».
Пускай создатель меня извинит,но сайт не очень. Текст вообще не воспринимается...белые буквы на черном фоне... Вы вообще пробовали сами читать это? ужас,лично мне не нравится...