Сочинение "Первый визит Раскольникова к Соне Мармеладовой.(Анализ 4-й главы 4-й части)"
Исследователи называют романы Ф. М. Достоевского идеологическими, потому что на первом месте в них стоит борьба идей. Главный идейный конфликт в романе «Преступление и наказание» происходит между позициями Раскольникова и Сони Мармеладовой. Раскольников убежден, что в этом несправедливом мире сильный человек имеет право на преступление, если оно направлено на достижение какой-то высшей цели. Соня - глубоко верующая христианка, для нее главным жизненными принципами являются любовь к ближнему, сострадание, самопожертвование. Проследим, как сталкиваются точки зрения героев на примере одного эпизода - первого визита Раскольникова к Соне. Совершив преступление, Раскольников испытывает душевные мучения. Он не может общаться с людьми, даже с самыми близкими. Родион идет к Соне, потому что она тоже грешница. Раскольникову кажется, что Соня сможет понять его. Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало, на стенах - «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои». Комната неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно острым», другой - «безобразно тупой». Как и в каморке Раскольникова, потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве. Соня рада приходу Раскольникова, она знает, что он накануне отдал последние деньги ее несчастной семье. Вместе с тем ей стыдно за свое позорное ремесло, она даже чувствует страх перед Расколь- никовым, словно догадывается о каком-то тяжелом грузе у него на душе. Поведение Родиона выдает его душевную смуту. Он говорит и действует порывисто и непоследовательно, как в лихорадке. Раскольников заявляет, что он пришел «в последний раз», чтобы «одно слово сказать», а потом будто забывает о цели визита и начинает расспрашивать Соню об условиях ее существования. Соня пытается как-то сгладить впечатление, но картина получается все равно безрадостная. Достоевский подчеркивает, что Мармеладовы не исключение, Петербург полон «униженных и оскорбленных». Например, в соседней с Сониной комнате ютится семья портного, в которой семеро больных детей. Раскольников начинает задавать Соне жестокие, неразрешимые вопросы. Он пытается доказать ей, что мир устроен несправедливо, и этим оправдаться в собственных глазах. Но у Сони есть внутренняя опора, поддерживающая ее в нечеловеческих условиях, - вера в Бога. Она никогда не согласится с Раскольниковым. Родион пытается обвинить Катерину Ивановну, косвенно подтолкнувшую Соню стать проституткой, но в ответ слышит только слова жалости: «Это такая несчастная, ах, какая несчастная!» Раскольников убеждает Соню в безнадежности положения всей ее семьи: Катерина Ивановна в последней стадии чахотки, Соня с ее ремеслом рано или поздно попадет в больницу, с Полечкой «то же самое будет», младшие дети погибнут. «Бог этого не попустит!» - восклицает в ответ Соня. «Да, может, и бога-то совсем нет», - заявляет Раскольников и поражается «невыразимому укору» на лице Сони. Вера в Бога - ее единственная опора. Вдруг Раскольников совершает странный поступок: кланяется Соне и целует ее ногу. «Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился», - объясняет он испуганной Соне. Душевное движение Раскольникова показывает, что его слова и мысли идут вразрез с чувствами. Раскольников мучительно хочет сознаться в преступлении, но он считает это желание малодушием и призывает на помощь логику. Соня, по его мнению, - «юродивая», надеющаяся на чудо. Во второй половине эпизода Соня читает Раскольникову легенду о Лазаре из Нового завета. Эта сцена является ключевой для понимания авторского замысла. «Убийца» и «блудница» странно сошлись зачтением «вечной книги». Воскресение Лазаря символизирует будущее духовное возрождение Раскольникова. Все детали сцены имеют глубокий смысл: Родион поражается тому, что Евангелие принадлежало убитой Лизавете; чтение происходит на четвертый день после убийства, и именно в четвертый день после смерти воскресает Лазарь. Раскольникову еще предстоит пройти долгий, мучительный путь к настоящему раскаянию, но уже в сцене чтения Евангелия есть предчувствие духовного обновления главного героя. Слабая, робкая, униженная Соня оказывается со своей верой и состраданием духовно сильнее, чем логически непогрешимый Раскольников. Родион чувствует, что Соня права, но боится признаться себе в этом. Пока ему еще кажется, что он сумеет заглушить укоры совести и Соня будет ему союзником на этом пути: «У меня теперь одна ты... Пойдем вместе... » Соня с испугом слушает бессвязную речь Раскольникова о том, что надо захватить власть «над всею дрожащей тварью и над всем муравейником». Еще больше пугает ее обещание Раскольникова прийти завтра и рассказать, кто убил Алену Ивановну и Лизавету. Родиону кажется, что он сумеет переубедить Соню, заставит отказаться от христианского смирения, но Достоевский не случайно подробно приводит в романе текст легенды о Лазаре, подчеркивает глубокие переживания героев во время чтения. Писатель-христианин, Достоевский показывает, что искренняя вера дает человеку опору в самых безнадежных обстоятельствах и помогает возродиться даже преступникам.