Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [48]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 310
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пятница, 03.01.2025, 02:11

Приветствую Вас Jenny !


Приветствую Вас Гость
Каталог статей
RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Сочинение "Сопоставительный анализ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и рассказа Л. Н. Андреева «Мысль»"
Есть книги, читать которые - тяжелый интеллектуальный и нравственный 
труд. Они созданы писателями, задающими читателю максимальный 
уровень духовной сложности. Они как бы не по плечу 
весьма многим, привыкшим к более простой и обычной пище. Сложность 
этих книг- в той степени абстрактности, с которой поставлены 
и звучат в этих произведениях самые принципиальные вопросы человеческого 
бытия. В напряженности духовных поисков героев, 
к которым волей - неволей должен приобщиться добросовестный 
читатель. В особой наэлектризованной атмосфере художественного 
мира этих книг. Именно такие книги создавали Ф. М. Достоевский 
и Л. Н. Андреев. Этих писателей многое объединяют. Оба они художники 
- мыслители, исследователи идей, эмоционально-психологической 
почвы, на которой эти идеи возникают, последствий 
проникновения их в сознании человека. Оба тяготеют к иррациональным 
глубинам человеческой психики, безднам бессознательного и причудливой 
игре «эго» с вопросами бытия. Наконец, обоим этим писателям 
удалось создать произведения, которые стали вехами в отечественной 
литературе и до сих пор волнуют читателя. Обратимся к двум 
таким выдающимся произведениям, которые исследуют одну и ту же 
проблему - проблему «идейного преступления»: роману Достоевского 
«Преступление и наказание» и рассказу Андреева «Мысль». 
  «Больной талант» - так заклеймили Андреева критики на рубеже 
XIX - XX веков, прямо соотнося его творчество с художественным 
наследием Достоевского, который тоже в свое время имел репутацию 
«больного», «жестокого таланта». 
  Рассказ «Мысль», опубликованный в 1902 году, явился еще 
одним подтверждением родства двух писателей, поскольку в нем 
исследуется проблема, волновавшая и автора «Преступления и наказания 
»: проблема нравственного оправдания зла и, в частности, 
убийства. Главный герой рассказа, доктор Антон Игнатьевич Керженцев, 
словно списан с Раскольникова. Как и герой Достоевского, 
он совершает «идейное убийство». Жертвой становится приятель 
Керженцева Алексей Савелов. План убийства тщательно разработан 
заранее, и, в соответствии с ним, Керженцев имитирует сумасшествие, 
чтобы избежать наказания. Герой «Мысли» хочет продемонстрировать 
непогрешимость своего рацио и доказать, что нравственные 
муки, на которые якобы обречен преступник, - полная чепуха. Прямо 
соотнося себя с героем романа Достоевского, Керженцев называет 
Раскольникова «так жалко и так нелепо погибшим человеком». 
  Между теориями Керженцева и Раскольникова много общего. 
  Герой Достоевского, как известно, делит всех людей на два разряда: 
«низший», «материал, служащий единственно для зарождения себе 
подобных», и «высший», людей, «имеющих дар или талант сказать 
в среде своей новое слово». Керженцев также уверен в том, что люди 
от рождения не равны и только высшая порода людей, к которой он 
принадлежит, достойна жить и рассматривать вопрос о праве на 
жизнь других людей. «Ограниченным, тупым существом, рожденным 
для рабства», называет он сиделку Машу, а убийство Савелова 
оправдывает тем, что тот «не был талантом». Вспомним, что Раскольников 
тоже полагает, что убийство одной «зловредной» старушонки 
не столь страшная вина. Оба апеллируют к авторитету великих: 
Раскольников вспоминает Наполеона, Магомета, Ньютона, Керженцев 
- Нансена и того же Наполеона. 
  Однако есть и различия между двумя «идейными преступлениями». 
  Раскольников преступает «божеские и человеческие» законы, противопоставляет 
себя простым смертным, но по сути своей он не ровня 
Керженцеву. Герой Андреева - закоренелый в своем индивидуализме 
человек, который любит только себя, а окружающих рассматривает 
как материал для своих чудовищных экспериментов. Более того, он, 
в отличие от Раскольникова, человек безнравственный: соблазняет 
у гроба отца его любовницу, горничную Катю, из цинизма крадет 
общественные деньги. Раскольников же на протяжении всего романа 
совершает немало добрых дел: щедро оделяет других последними 
своими грошами, устраивает чужие судьбы, не дает совершиться 
насилию (история с пьяной девочкой на Конногвардейском бульваре). 
  В сущности, одним из истоков его преступления тоже становится 
забота о других: желание помочь беднякам, протест против жертвы 
со стороны сестры Дуни. Бунт и преступление Раскольникова совершаются 
им во имя человека. Он и преступление в своей «теоретической 
» статье называет «кровью по совести». 
  Различие между героями Достоевского и Андреева обнаруживается 
сразу же после содеянного ими. Раскольников немедленно ощущает 
муки совести, свою оторванность от мира нормальных людей. 
  Керженцев же после убийства Савелова видит себя властелином 
мира, «средневековым бароном», засевшим в своем неприступном 
замке. Примечательно, что на память герою Андрееву приходит Раскольников: 
сумеет ли он, Керженцев, презреть «ходячую мораль» 
или, подобно герою Достоевского, испугается самого себя? 
Конечно, неслучайно Достоевский и Андреев ведут своих героев 
к разному финалу: воскрешению и просветлению Раскольникова 
и полному моральному опустошению, психической невменяемости 
Керженцева. При всей своей схожести писатели принадлежат к разным 
эпохам. Достоевский, глубоко верующий человек, убежден, что 
только на путях приобщения к Богу и его миропорядку можно найти 
счастье и гармонию. Он и своего героя не лишает веры, в ней находит 
спасение для заблудшей души. Безбожник Керженцев - порождение 
дисгармоничного, сумрачного сознания Андреева, человека 
другой эпохи, эпохи безбожия и кризиса веры. Трагедию Керженцева 
гениально предвидит Достоевский в апокалипсическом сне Раскольникова. 
  Этот сон - грозное предупреждение: если люди не научаться 
различать добро и зло, сделают ставку на «мысль», престанут 
верить в Бога, наступит вселенская катастрофа. Рассказ Андреева 
запечатлевает и художественно исследует другое звено этой трагедии 
утраты веры - и в этом смысле «Мысль» тоже звучит как предостережение, 
продолжает разговор, начатый великим предшественником.

Категория: Мои статьи | Добавил: jenifer (18.11.2008)
Просмотров: 1371 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Сделать бесплатный сайт с uCoz